Сто процентов любви
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет. А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет…
Это город. Еще рано. Полусумрак, полусвет. А потом на крышах солнце, а на стенах еще нет…
Хрестоматийные строки Левитанского как нельзя более подходят в качестве иллюстрации к только что вышедшему художественному альбому “Владивосток в репродукциях художников”. Взглянуть хотя бы на “Город утром” Сергея Симакова из коллекции галереи современного искусства “Арка”… Впрочем, художественный альбом - сам по себе иллюстрация нашего города - неповторимого, ветреного, сине-прозрачного осенью.
Лаконичная строка на одной из страниц гласит “Серия подарочных альбомов о Владивостоке - издательский проект редакции альманаха “Русский остров” и ГУП ИПК “Дальпресс”.
По словам директора издательства, это не первая - третья ласточка, которая выпорхнула с легкой руки Приморской картинной галереи, арт-галереи “Версаль”, салона “Артстудио”, “Артэтажа” и “Арки” (первые два фотоальбома Сергея Кирьянова и Александра Попова также носят название “Владивосток”). Благодаря их фондам, а еще подвижничеству составителя альбома - художницы Марины Коваль-Коряковской явился Владивосток, запечатленный приморскими живописцами, ушедшими и здравствующими.
По существу представлен весь ХХ век. Год рождения одного из них - Карла Каля - 1873-й. Самый младший в списке 65 художников - Яна Ушакова - с 1974-го. Вот такой разброс. Соответственно город по-европейски респектабельный в гуашах Виктора Старовойтова, написанных в 20-е годы и являющихся неоспоримой ценностью коллекции государственной галереи, и романтично-морской в акварелях молодой художницы Кати Архиповой.
К слову, традиционно любимая художниками улица Пушкинская отображена во всей, что называется, непрерывности своего развития: Старовойтов, Черкасов, Кунгуров, Мухтаруллин, Осиповы, Коваль-Коряковская - их кисть, перо, карандаш увековечили одну из самых знаменитых и самых… коротких улиц. А еще в альбоме есть Посьетская, Миллионка, Светланская, Золотой Рог и море… Кажется, сто раз виденное, но щемит вдруг - как же надо любить этот город, чтобы многократно повторять одну и ту же береговую линию бухты. Но каждый раз будто впервые.
- Вся Россия знает, что в нашем городе творятся всякие неприятности, но ведь не только плохое здесь происходит, - говорит Марина Коваль-Коряковская. - Я поняла, что последние 10-20 лет никто не вернет нам. Мы просто не будем знать, каким был город в конце второго тысячелетия - ведь сегодня работы художников не закупаются. Пусть выходят хотя бы книги… Самое смешное, что когда я бегала по мастерским наших художников, чтобы пригласить участвовать в альбоме, никто не верил в это начинание…
Презентация альбома, состоявшаяся в Приморской картинной галерее на прошлой неделе, стала не просто праздником для художников, галеристов и издателей. В этот день открылась одноименная выставка работ, вошедших в альбом. Тысячу раз жаль, что подобные экспозиции - большая редкость. Думается, что совершенно необходимо в той же государственной галерее иметь хотя бы небольшой зал, где Владивосток получил бы постоянную прописку. Надежду на это, честно сказать, художники давно уж утратили. Не раз власти города, в том числе и нынешняя, обещали подумать о музее или хотя бы выставочном центре современного искусства в городе. Между прочим, в праздничном гуле презентации очень слышно прозвучал голос мэра, почтившего вниманием сие событие. Юрий Михайлович признался, что после экскурсии по второму этажу (где размещена постоянная экспозиция) ему стало стыдно. Он сразу понял, что “крышу надо ремонтировать 100-процентно, сберкассу надо выгонять 100-процентно”. Пока 100-процентным получился лишь “Владивосток”...
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"