Пассажиры в тягость грузам

Все лето у железнодорожных билетных касс не иссякали очереди. 30-процентное повышение цен на билеты c 1 июня не отбило у пассажиров охоту путешествовать. Вывод простой: значит, не исчерпаны еще резервы наших кошельков. А поскольку, как заявил руководитель департамента пассажирских перевозок МПС РФ Валерий Шатаев, повышение тарифов “происходит только с учетом покупательского уровня населения”, не исключено, что этот рост не заставит себя долго ждать. Вполне возможно, что железная дорога успеет “осчастливить” нас в третий раз за год.

11 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1039 от 11 сент. 2001

Все лето у железнодорожных билетных касс не иссякали очереди. 30-процентное повышение цен на билеты c 1 июня не отбило у пассажиров охоту путешествовать. Вывод простой: значит, не исчерпаны еще резервы наших кошельков. А поскольку, как заявил руководитель департамента пассажирских перевозок МПС РФ Валерий Шатаев, повышение тарифов “происходит только с учетом покупательского уровня населения”, не исключено, что этот рост не заставит себя долго ждать. Вполне возможно, что железная дорога успеет “осчастливить” нас в третий раз за год.

Однако в итоге все будет зависеть от решения правительства по тарифам на грузовые перевозки. Дело в том, что пассажир пока что полностью не покрывает расходы железной дороги на поездку из своего кармана. Как объяснил заместитель начальника Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги Владимир Рубан, все еще имеет место субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, что до 2005 года должно быть прекращено. Поэтому постепенно внутри железной дороги пассажирские перевозки выделяются в отдельную структуру. Тогда и доходы-расходы по этой статье легко считать отдельно. Во Владивостокском отделении ДВжд выделилась дирекция по обслуживанию пассажиров по дальним перевозкам - ДОП-3. На ДОП-5 в начале нынешнего года замкнули пригородные маршруты. Не исключено, что это подразделение будет даже акционировано. Сейчас на этот счет идут переговоры с участием краевых и городских властей. Такой пример уже есть в Сибири.

Шаг за шагом тарифы на пассажирские перевозки переводят “на вольные хлеба”. Процесс этот болезненный, и тут, конечно, нельзя гнать коней. Но руководство МПС ставит условие: если правительство будет сдерживать повышение тарифов на грузовые перевозки, то оно вновь поднимет их на пассажирские. То есть железная дорога обещает тут же отыграться на любителях покататься под перестук колес.

Наверное, не страшно, что вновь опережающими темпами придется раскошеливаться любителям крутого комфорта. Для них и сейчас ничего не стоит прокатиться от Владивостока до Москвы в СВ за 10 тысяч рублей. Накинут еще - могут и не заметить. Для большинства же пассажиров 2376 рублей в один конец в купе нефирменного поезда – огромные деньги. Но руководитель департамента МПС Валерий Шатаев почему-то уверен, что увеличение стоимости проезда в поездах дальнего следования еще на 30 процентов к оттоку пассажиров не приведет. Но ведь лето – не показатель. Уже сейчас с окончанием отпускного сезона из Владивостока на запад ехать становится некому.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"