Стратегия устойчивого распада
Именно так оценивают положение на российском Дальнем Востоке ученые-геополитики.
Именно так оценивают положение на российском Дальнем Востоке ученые-геополитики.
Китай начинает и лидирует
- Матвей Тихонович, сегодня часто говорят, что геополитическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона, а значит, и Приморского края, возрастает. Давайте с этого и начнем – действительно ли возрастает и почему?
- В самом деле, АТР увеличивает свою значимость, активно развивается, но о Приморском крае в этой связи речь не идет. В 1953-73 гг. мощный экономический рывок сделала Япония, перейдя за эти 20 лет в совершенно новое качество. То же можно сказать о Южной Корее, о Тайване, но совершенно ошеломляющие показатели у Китая. Только по площади территории и по численности населения Китай уже может именоваться сверхдержавой, а теперь к этому прибавляется и колоссальный промышленный потенциал. Курс на экономическое развитие был взят в Китае в конце 1978 года, когда валовой национальный продукт Китая составлял 11,7 проц. от СССР. Сейчас китайские показатели превысили не только нынешние темпы роста в России, но и тогдашний уровень Союза. В последние 20 лет средний показатель увеличения ВНП по Китаю составляет 12 проц. в год. К 2005-2007 году ВНП Китая может достигнуть нынешнего аналогичного показателя США. Хотя, разумеется, Штаты тоже на месте не стоят, но развитие у них идет медленнее, и по объему валового национального продукта Китай вполне способен к 2011 году американцев перегнать. У последних появился достойный соперник в АТР, и я думаю, что тут Вашингтон запаздывает – там еще не перевели взоры с России на Китай.
- Приморье входит в регион этих “экономических чудес”. Что же мешает и нам идти вперед?
- Главная причина – отсутствие эффективного управления. И в крае, и во всей России сейчас, грубо говоря, бардак - нет ни экономических методов управления, ни жестких, административных. Я считаю, что все методы хороши. Мировая практика показывает: наилучший эффект получается от их сочетания. Именно поэтому Китай сегодня гораздо устойчивее экономически, чем та же Япония. Помните банковский кризис, потрясший Корею, Тайвань, Японию? Китай даже не колыхнулся.
Мы осуждаем Гитлера и Сталина, и на то есть основания. Но они обеспечили своим странам такие темпы развития, каких не было нигде в мире. Более того, Рузвельта, например, вообще можно считать плагиатором Сталина. Чтобы вытащить США из великой депрессии, он по сути применил те же сталинские методы управления экономикой (после выхода из кризиса Рузвельт отошел от них, но сразу же замедлилось и развитие). Позже эту методику перенял Китай, в восстановлении экономики Германии и Японии после второй мировой войны также использовался опыт СССР.
Сегодня ежегодный прирост ВНП в США составляет около 5 проц. Китай дает 12 проц., 9-14 проц. давала Япония в период “скачка”. Гитлеровская Германия приращивала 22 проц. в год, но ни одна страна в мире не побила рекорд СССР 1928-1940 гг., когда прирост ВНП в целом составлял 28 проц., а по отдельным направлениям – свыше 40. Может быть, война разразилась в 1941 году в том числе и из-за этого – слишком быстро мы наращивали мощь, и Гитлеру нужно было спешить, пока бороться с Союзом не стало непосильным. Он ошибся – благодаря построенным в период индустриализации 9 тысячам заводов мы выстояли в войне.
Заграница нам не поможет
- Но сегодня России все труднее удерживать свои рубежи. Раскололся Союз, вот-вот начнут откалываться окраины самой России. Вымирает Север. С экранов телевизоров нас приучают к мысли о потере Калининградской области, Курил, да уже и Дальнего Востока. Закончена ли история России как самостоятельной и великой страны? К чему ведет дальнейшее ослабление контроля государства над периферийными территориями? Как это соотносится с глобализацией и другими мировыми процессами?
- Ситуация действительно удручающая. Да, мы вроде бы стабилизировались в последние год-два, но на фоне других это все равно регресс. Соседи-то активно развиваются, пока мы, извините, болтаемся, как нечто в проруби. Если эта ситуация сохранится, мы действительно можем потерять некоторые свои территории. Причем даже не в результате военного конфликта - просто экономическое и демографическое давление приведет к тому, что русских здесь не останется. Хотя события на Балканах, например, показывают, что не исключено и военное вторжение.
Что касается глобализации, то для России она, на мой взгляд, нежелательна, так как ведет к доминированию над планетой транснациональных компаний. Я же отношу Россию к самодостаточным странам.
Нет, речь не идет об изоляции. Мы можем вести себя на международном уровне с достоинством – и в политическом, и во внешнеэкономическом плане. Те же Япония, Южная Корея – они ведь вырвались вперед на внешнеэкономических связях. Сперва скупали сырье и перерабатывали. Затем начали создавать высокотехнологичную продукцию. Тот же Китай завалил ширпотребом не только Россию, но и Штаты – а это очень мощный источник поступления валюты.
- То есть вы за сотрудничество, но…
- Но не в ущерб нашим национальным интересам. Хотя пока мы не можем противостоять внешнему давлению.
- Со всех ли сторон оно усиливается? По-моему, Китай вполне мог бы быть нашим стратегическим союзником…
- На данном этапе – да. Конечно, на первом месте для Китая – его собственные интересы. И дело доходило даже до военных конфликтов – вспомните Даманский. Но потом китайцы поняли, что пока у них нет достаточного экономического и военного потенциала, они никакого серьезного давления на нас оказать не в состоянии. Поэтому решили наращивать мощь – и делают это отчасти за счет России. Сейчас китайцы вряд ли пойдут на серьезную конфронтацию, но как только посчитают, что Россия им больше не опасна и не нужна, - отношение к нам может резко измениться.
- Остап Бендер в свое время говорил, что заграница нам поможет. Напротив, Александр III считал, что у России нет союзников, кроме ее же армии и флота. Какое утверждение вам кажется более состоятельным?
- Больше склоняюсь ко второму. Сегодня полмира принадлежит англосаксам – людям очень активным, даже агрессивным, эти качества и позволили им занять такое положение. Сегодня они определяют и отношение остального мира к России.
Вся их “помощь” ограничится потреблением наших ресурсов и откачкой интеллекта. Влиятельный американский политолог Збигнев Бжезинский открыто пишет, что Россию нужно раздробить чуть ли не на 50 частей. И это не пустые слова – только вспомните политику США на Балканах и Кавказе. Нас будут уважать только тогда, когда мы станем сильными.
- Действительно, законы международной политики превращаются в законы джунглей, когда судьбы решаются правом сильного. В работе, опубликованной в “Вестнике ДВГАЭУ” (№ 2 за 1999 год), вы пишете, что комплексная национальная сила СССР составляла 77 проц. от США, причем по многим отдельным показателям мы были впереди. Что теперь Россия может противопоставить нежелательному внешнему влиянию?
- Прежде всего нужно сказать, что геополитический вес государства определяется четырьмя основными факторами. Это наличие достаточной территории, экономическая мощь, демографический и военный потенциал. Существует около 20 показателей, но достаточно и этих.
В 1990 году в СССР было около 300 млн. населения, сейчас в РФ осталось вполовину меньше – 145 млн. Даже если не брать показатели всего Союза, в самой России за последнее десятилетие население сократилось примерно на 4 миллиона – не за счет отделения союзных республик, а за счет вымирания. И этот процесс продолжается.
Территорий мы потеряли сравнительно немного (было 22,4 млн. км, осталось 17 млн). Если говорить об экономическом потенциале, то за последние десять лет он сократился примерно в пять раз и продолжает снижаться. То же относится и к военной мощи. Говорят, что на ВПК нет средств. Есть средства! Если только прекратить вывоз капитала за границу, национальный бюджет уже увеличится вдвое.
Кроме того, в России уже со второй половины 50-х снижалась эффективность государственного управления. Что касается наших преимуществ, то на сегодня это достаточная территория, запасы ресурсов, еще не растраченный научно-технический потенциал.
Приморье ждет хозяина. Русского?
- Что в этой ситуации можно сделать – хотя бы в масштабах нашего края? Хватит ли в Приморье места под солнцем большему количеству населения, нежели нынешние 2,172 млн. человек?
- Я считаю, что совершенно реальная цифра для Приморья - 5 млн. человек. Это совсем немного, если разумно сочетать многоэтажную застройку с коттеджным жилищным строительством, повышать экономическую плотность региона. Сфер занятости в крае хватит: морские биоресурсы, судостроение, полезные ископаемые, лес. Словом, объективных предпосылок развития у нас больше чем достаточно.
Другое дело, что даже цифра 5 миллионов не решит демографических и внешнеполитических проблем региона. На всем российском Дальнем Востоке сейчас проживает 7,168 млн. человек, а только в трех северо-восточных провинциях Китая (Цзилинь, Ляонин, Хэйлунцзян) – более 100 миллионов человек. Поэтому, во-первых, нельзя останавливаться на 5 миллионах, во-вторых, стоит подумать и об Амурской области, Хабаровском крае, заселять Сахалин, Камчатку, Курилы. Мы выдвигали предложения по корректировке границ областей с тем, чтобы каждый субъект федерации имел выход к морю – это сильнейший толчок для экономики. Пусть мы не можем догнать соседей по населению, но сегодняшней огромной разницы быть не должно. А по экономической плотности мы вполне способны сравняться с Китаем – в 1979 году на советском Дальнем Востоке она была в восемь раз больше.
- Как на этом фоне можно оценить политику президента Путина? Намерен ли он восстанавливать геополитический вес России или лишь “поет гимн Александрова на слова Грефа”?
- Путин остается для меня темной лошадкой. Сегодня страной управляет не он, и попытайся Путин круто изменить государственную политику - его просто устранят. Путину остается набирать политический вес, как в свое время это сумел сделать Сталин.
Но если он будет продолжать нынешнюю политику самотека – ни к чему хорошему это не приведет. Положение нужно менять круто – ведь пока мы стоим на месте, другие страны активно развиваются! На российском Дальнем Востоке пересекаются интересы США и Китая, и пора понять: если мы не будем заселять и экономически осваивать Приморье, то этим займутся другие.
Романов Матвей Тихонович, кандидат географических наук. Заведует лабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Основные направления работы – территориальная организация экономики на Дальнем Востоке и геополитические исследования.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"