Чтоб бежал вприпрыжку в школу. Могут ли родители помочь своему школьнику учиться?

В смысле, не решать за него трудные задачки или реферат писать, а как-то по-другому облегчить его нелегкую школярскую участь? На этот вопрос отвечает учитель высшей категории владивостокской школы № 73 Алла УЛЬЯШИНА

31 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1034 от 31 авг. 2001
В смысле, не решать за него трудные задачки или реферат писать, а как-то по-другому облегчить его нелегкую школярскую участь? На этот вопрос отвечает учитель высшей категории владивостокской школы № 73 Алла УЛЬЯШИНА

Первое и, наверное, самое главное, чем могут помочь родители своему школьнику, – создать спокойную обстановку дома. По глазам своих ребят в классе я сразу вижу, кто пришел со спокойной душой, а кто еще полдня будет переживать – в доме что-то нехорошее происходило, родители ругались или его ругали – ему одинаково плохо.

Второе. Очень важно, чтобы в течение дня школьник переключался с учебы на другие виды деятельности. Например, в нашей школе вторая половина дня занята у ребят танцами, музыкой, рисованием, лепкой. Это разрядка для мозга, но все равно интеллект развивается. А к тому же развиваются чувства, душа становится нежнее, а мир для такого ребенка более добрый и открытый. И значит, учиться легче, радостнее. Порой родители щадят школьника: он и так загружен, пусть отдохнет. А как он отдыхает – перед телевизором? Конечно, с индивидуальными особенностями надо считаться, но мой учительский опыт убеждает: ребенок, который кроме учебы занимается еще чем-то, собраннее и больше успевает.

Третье. Родители могут по обстоятельствам сами решить, стоит ли им сидеть вместе с ребенком за уроками и до какого класса. Но то, что в воскресенье маме и папе нужно отбросить всякие дела и отправиться со своим школьником за город или к морю, в музей или театр, просто на набережную, - это даже обсуждать не стоит. В такие моменты совместных прогулок можно так многое сказать друг другу. И не надо нравоучений – говорите с ребенком о жизни, о природе, о людях… Все это скажется потом в дневнике.

Четвертое. Ученик, читающий мало и медленно, вряд ли будет успешным. Ищите способы, как приобщить его к чтению с первого класса. Читайте вечерами – мама начинает, сын или дочка заканчивает главу. Или остановитесь на самом интересном месте – дочитает сам.

Пятое. У школьника должно быть уютное рабочее место, только его маленький мир, где книжки, тетрадки, фишки, календарики, игрушки.

Шестое. Если школьник слишком медлительный – не дергайте его, оставьте в покое, пусть сидит за уроками сколько ему надо. Правда, можно завести будильник – пусть попробует сам уложиться в отведенное время. Уложился – похвалите. Торопыгу хвалите за аккуратно и правильно написанное упражнение. Руганью еще никто успеха не добивался. Хвалите, хвалите ребенка за самую маленькую победу.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"