Будни закрытой зоны
Даже сейчас, в бесконтрольную эпоху разоблачения всяческих тайн, ЗАТО Фокино остается территорией полузакрытой. Между тем за скупой аббревиатурой и грифами “секретно” скрываются не только военные базы, склады боеприпасов и могильники радиоактивных отходов, но и красивейшие берега Аскольда, коренные месторождения золота, путятинские лотосы. Поэтому приглашение фокинской администрации приехать в гости мы приняли сразу.
Даже сейчас, в бесконтрольную эпоху разоблачения всяческих тайн, ЗАТО Фокино остается территорией полузакрытой. Между тем за скупой аббревиатурой и грифами “секретно” скрываются не только военные базы, склады боеприпасов и могильники радиоактивных отходов, но и красивейшие берега Аскольда, коренные месторождения золота, путятинские лотосы. Поэтому приглашение фокинской администрации приехать в гости мы приняли сразу.
Рубежи с трудом, но держим
Бухта Абрек для базирования флота подходит почти идеально: с трех сторон она закрыта от штормов сопками. Сооруженный много лет назад мол защищает бухту и с четвертой стороны – от зыби, которую гонит южак. Почти полвека тут располагается соединение надводных кораблей Приморской флотилии - ударная сила Тихоокеанского флота. Здесь служили Феликс Громов и Владимир Куроедов, отсюда советские корабли впервые выходили в Индийский океан проводить ракетные стрельбы. Сегодня, конечно, мощь не та...…
Эскадренный миноносец 956-го проекта “Безбоязненный”. Десять лет он несет здесь службу. В 1997 удостоен приза главкома ВМФ за образцово проведенные ракетные стрельбы. Но уже три года эсминец стоит у причальной стенки с замершими пусковыми установками крылатых ракет и молчащими стволами
130-мм орудий. Пока офицеры “Безбоязненного” шлифуют выучку на других кораблях, эсминец дожидается очереди на ремонт. Ремонта ждет и тяжелый ракетный крейсер “Адмирал Лазарев”. Сегодня это долгая песня.
Спрашиваю у заместителя командующего Приморской флотилией по воспитательной работе капитана первого ранга Александра Баранова: “Раньше сюда пустили бы так просто журналистов?” “Не пустили бы, - отвечает. И чуть помолчав: - Раньше кораблей было столько, что они в бухте не помещались. И боевая подготовка была куда насыщеннее”. Впрочем, ветер и сегодня доносит откуда-то из-за мыска треск “калашниковых”.
Наверное, мне как журналисту надо бы радоваться, что запретных зон становится меньше. Да вот загвоздка: происходит это из-за сокращения флота. Какая тут радость?
Справка “В”
Закрытое административно-территориальное образование Фокино включает в себя г. Фокино, пос. Дунай, острова Путятина и Аскольд, а также ряд небольших населенных пунктов, приписанных к г. Фокино. На территории ЗАТО расположены военно-морские базы ТОФ, судоремонтный завод, филиал компании “ДальРАО” и др. Население ЗАТО составляет около 40 тыс. чел.
Весь покрытый зеленью…
Геометрическим центром ЗАТО главный фокинский архитектор Виктор Еремин назвал гору Старцева, возвышающуюся над островом Путятина почти на четыре сотни метров. Однако фактически это скорее периферия ЗАТО. Зимой сообщение путятинцев с материком возможно только в экстренных случаях – благо, не замерзает бухта Широкая.
А живет здесь полторы тысячи человек. Было и больше, но после закрытия зверосовхоза многие уехали искать счастья на материк. Сегодня на острове работает только одно предприятие – рыбозавод “Путятин” (филиал “Приморрыбпрома”). “Еще несколько лет назад завод был банкротом, - рассказывает его директор Сергей Стрелков. - Только по зарплате была задолженность за полтора года. Но мы понемногу возобновили производство. Сами ловим рыбу, сами перерабатываем, сотрудничаем и с другими организациями”. Август – месяц для рыбаков “нетворческий”. Косяки рассеиваются, малый рыболовный сейнер за день привозит от силы три тонны. Всего у рыбозавода три “добытчика” – два МРС и РС “Таймень”, но сейчас трудится только один. Другой МРС находится в ремонте, “Таймень” тоже ждет лечения.
На заводе занято 138 человек (для сравнения: в 1975 году было 700). Зарплата зависит от объема выработки. Рыбаки зарабатывают иногда по 10-12 тысяч в месяц, береговые рабочие – 600-900 рублей. “Полугодовой план, спущенный “Приморрыбпромом”, мы выполнили, - продолжает Сергей Стрелков. – За полгода добыли 700 тонн рыбы. Есть и перспективы - практически готов новый цех, в котором будем перерабатывать морских ежей”.
Три года назад на о. Путятина впервые была проведена электроэнергия с материка – девять километров кабеля пролегли под водой. Несмотря на то, что в прошлом году ушлый сейнер оборвал кабель якорем, сейчас на острове ограничений на энергию нет. Рассказывает Людмила Полубояркина, глава администрации пос. Путятин: “Зимы не боимся, углем запаслись. Налажена переправа – пять рейсов в день совершает “зиганшинская” баржа. Ремонтируем жилой фонд. В компьютерном классе поселковой школы недавно обновили технику”.
Дунай пока платформа держит
Поселок Дунай тоже изрядно “сбавил” в населении – безработица, опасная близость “чреватых” объектов. Пятиэтажки-малосемейки стоят брошенные. Однако сегодня чажминский судоремонтный завод, давший поселку жизнь, понемногу оживает. На госзаказ особенно рассчитывать нельзя, возможности заработка ищут сами руководители предприятия. Уже больше месяца в открытом доке завода ремонтируется плавучая буровая платформа японского производства, прибуксированная с сахалинского шельфа. По словам главы администрации п. Дунай Андрея Мамаева, ремонт такой платформы у нас – случай уникальный.
Заместитель главы администрации ЗАТО Фокино Павел Кузнецов рассказал мне о планах строительства возле Дуная нефтегазового комплекса, которые обсуждаются на всех уровнях уже несколько лет: “Будем завозить из Арабских Эмиратов и с Сахалина нефть, здесь ее перерабатывать. Ожидаются иностранные инвестиции. А нам это даст тройную пользу: пять-шесть тысяч рабочих мест, свое топливо для населения и налоги в бюджет ЗАТО. Главное – забить первый колышек”.
Верит, выходит, кое-кто в Фокино, что скоро здесь жизнь будет как на Аравийском полуострове...
Есть порядок. ЗА ТО и уважаем
История ЗАТО Фокино начинается с поселка Новая Промысловка, ставшего поселком городского типа Тихоокеанским и в 1980 году получившего статус закрытого города Фокино. Тогда это название было секретным, официально город значился как Шкотово-17, а жители по-прежнему называли себя тихоокеанцами. Даже сейчас именование Фокино не прижилось. В 1994 году на референдуме жители высказались за закрепление названия Тихоокеанский, но из-за различных формальных сложностей дело на том и повисло.
Согласно статусу ЗАТО налоги, собранные здесь, поступают в местный бюджет. По словам заведующего финансовым отделом администрации ЗАТО Виктора Подгальского, размер доходной части бюджета ЗАТО на 2000 год составил 290 миллионов рублей. Из них на собственные доходы (то есть налоги) приходится 56 млн., на средства программы социального развития – 61 млн. Капиталовложения составляют 20 млн., остальные 153 миллиона рублей - дотации. “Мы сами формируем свой бюджет, отстаиваем его в Минфине”, - говорит Павел Кузнецов.
Но многого в ЗАТО все-таки нет. Например, здесь совершенно отсутствует государственная пожарная охрана – при близости складов боеприпасов и прочих важных объектов! Власти вынуждены привлекать технику и личный состав гарнизона. Обращения во все правительственные инстанции пока результата не дают.
Нет и работы для всех. По словам главы администрации ЗАТО Фокино Евгения Худеньких, из населяющих ЗАТО 40 тыс. чел. работает только 9 тыс. А трудоспособных – около 23 тыс. человек.
Напоследок – о том, что больше всего порадовало. Вплоть до последнего времени рождаемость в Фокино превышала смертность. На улицах в погожий день встречается столько смеющихся детей и прогуливающихся с колясками родителей, что понимаешь: будем жить!
Автор: Василий АВЧЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"