Нам иностранный “Тайд” не нужен, мы с нашим “Дальхимпромом” дружим

Мы давно уже привыкли покупать японские телевизоры, американские “Колгейты”, французские “Камеи”. Но по-прежнему среди “иностранцев” не теряется любимая народом паста “Суржа”, белизной отечественной эмали блестят наши окошки. Одно из немногих приморских предприятий, которое, несмотря ни на что, работает, выпускает нужную людям продукцию, платит своим работникам деньги, -”Дальхимпром”.

25 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №103 от 25 март 1997

Мы давно уже привыкли покупать японские телевизоры, американские “Колгейты”, французские “Камеи”. Но по-прежнему среди “иностранцев” не теряется любимая народом паста “Суржа”, белизной отечественной эмали блестят наши окошки. Одно из немногих приморских предприятий, которое, несмотря ни на что, работает, выпускает нужную людям продукцию, платит своим работникам деньги, -”Дальхимпром”.

В объятиях рынка

“Дальхимпрому”, как и всем нынче, живется тяжело. Давят транспортные расходы, стоимость электроэнергии и теплоресурсов, плюс ощущается постоянная нехватка оборотных средств. Обычная картина для отечественного производителя на сегодняшний день. Важно другое - завод развивается и именно производит, а не просто перепродает. На ноги встает этакий местный капиталист.

В доперестроечное время “Дальхимпром” имел союзное значение. 70 процентов выпускаемой продукции отправлялось в районы Крайнего Севера. Плановая экономика снимала все проблемы с реализацией выпускаемого товара. Сегодня продукция АО распространяется в основном в Приморье. Небольшие партии идут в Хабаровский край, в Амурскую, Читинскую, Магаданскую области, на Сахалин и Камчатку. Объемы производства от прежних показателей составляют 30-40 процентов.

Впервые жесткие объятия рыночной экономики предприятие ощутило на себе, когда крупные оптовики типа владивостокского ГУМа стали меньше закупать продукции, а деньги от ее реализации неизменно задерживались. Ждать, когда “Дальхимпром” пойдет “с молотка”, не стали, попробовали хозяйствовать по-новому. Изучив рынок, одновременно пошли по трем направлениям: изменили механизм реализации продукции, занялись коммерческой деятельностью и наладили отношения с иностранными партнерами.

Продукцию стали продавать с автомашин в основных торговых точках города. И вот результат: сегодня около 85 процентов выручки предприятие получает только от выездной торговли. И покупатели почувствовали разницу: в магазине все на 25-30 процентов дороже.

С коммерческой деятельностью тоже все просто: наряду со своей продукцией “Дальхимпром” перепродает продукцию западных предприятий. Работает и по бартеру, причем не только с хозяйственными товарами, но и продуктами питания. Потому на заводе магазин продуктовый открыли: и для своих работников, и для жителей района.

Заграница нам поможет

Пару лет назад деятельность “Дальхимпрома” заинтересовала одну американскую фирму, которая в течение трех лет искала в России партнера. Предприятие внушило доверие, американцы пришли к генеральному директору Владимиру Кирину, предложили инвестиции. Как говорит сам Владимир Иванович, тогда он честно признался, что в наших рыночных условиях кредит взять можно, но можно его и не вернуть... Американцам такая прямота понравилась. Стали работать. Совместно провели маркетинговые исследования, выяснили, чего не хватает местному покупателю и почему: из-за отсутствия товара либо его высокой цены и низкого качества. PCI AMERICA поставляет полуфабрикаты сырья, а непосредственно производством и реализацией занимается “Дальхимпром”. Полуфабрикаты по своему качеству намного лучше, чем аналогичные российского производства, и ценой ниже. Причем расчет с американцами производится только после реализации выпущенной продукции, что, безусловно, очень выгодно для предприятия. PCI AMERICA сотрудничает с “Дальхимпромом”, естественно, не просто так: она тоже завоевывает местный рынок.

В первый же год совместной деятельности выпустили 2 новых вида товаров: универсальный, на основе хлорсодержащих веществ (на такой основе российская промышленность изделий не выпускает ), дезинфицирующий очиститель с отбеливателем ALL PURE и отбеливатель для белья MAGIR. В этом году начат выпуск еще двух новых видов продукции: шампуня для кошек и собак PETPRO и антифриза. От японского он отличается более высоким качеством и низкой ценой. Буквально через месяц-другой появится обновленная, произведенная по улучшенной рецептуре “Белизна” и универсальная моющая жидкость KRYSTAL. Практически все из новых товаров могут применяться в различных целях. Эта концепция позаимствована у иностранных предприятий, которые ориентируются в производстве товаров бытовой химии на универсальность. В будущем планируется выпуск аэрозольной и парфюмерно-косметической продукции. Оборудование уже закуплено.

Впрочем, предприятие выпускает и лучшее из старой номенклатуры: лаки, эмали, краски, проверенное временем средство для чистки ковров, кремы для обуви - все, что необходимо людям каждый день.

И все же, надо сказать, товары “Дальхимпрома” до западного уровня пока недотягивают, и прежде всего своей упаковкой. Кремы для рук далеки от благоухания. После первого соприкосновения с недавно выпущенным шампунем крышка остается в руках. А баночки с “Суржей” за свой долгий век удивили не одну тысячу хозяек: ну кто додумался до такой неудобной упаковки? Правда, обещают, что скоро она станет намного удобнее.

Штудируем маркетинги ездим по Парижам

Многие экономисты полагают, что в кризисной ситуации российская экономика находится не столько, например, из-за гнета налоговой системы, сколько из-за отсутствия грамотных руководителей-хозяйственников. Коллектив “Дальхимпрома” считает, что с начальником ему повезло. Генеральный директор предприятия Владимир Кирин - хозяин крепкий. Считает, жить заводу нужно каждый день по принципу - сделал продукцию и тут же обновил ее. А от специалистов требует постоянно учиться. Сам Владимир Кирин был в минувшем году в Германии на Всемирной выставке упаковок парфюмерно-косметических и хозяйственных товаров. Позже - на аналогичной выставке, но уже в Париже. В результате закупили новейшее оборудование по использованию на полимерных флаконах полиэтиленовой оболочки с красочной печатью. Подобное оборудование есть только в Москве. Через две-три недели начнут его использовать и у нас.

По словам Владимира Ивановича, сегодня главное для управленцев завода - освоить маркетинг. 3 года назад эта область экономики казалась сложной и абсолютно абстрактной. Сейчас на заводе понимают: исследовать рынок нужно постоянно. Чтобы держать нос по ветру, учатся сами, на новых людей не надеются, считая, что и свои специалисты с маркетингом справятся. Вообще, это еще одна симпатичная традиция на заводе: беречь свои кадры, обучать тех, кто есть. Хотя без сокращения, конечно, не обошлось. За 10 лет численность работников уменьшилась с 450 до 160 человек. Больно? Да, очень. И все же, когда нужны были продавцы, тщательно отобрали среди своих работников. Причем отбирали опять же согласно “капиталистическим” требованиям: чтоб внешность и возраст были соответствующие.

Сегодня стало ясно, что управленческая структура завода построена без учета требований рынка. АО передало свои документы в российско-японский центр по производительности труда, дабы пересмотреть структуру управления и должностных обязанностей.

На заводе не воруют

Зная о том, что наш человек домой несет то, что производит, Владимир Кирин нанял охрану, которая работу в цехах строго контролирует. Сначала люди обижались, ворчали: “Не доверяет! Да и охрана эта больше рабочих получает”. (К слову, средний уровень зарплаты на “Дальхимпроме”- миллион. Хотя и задерживают ее на месяц.) Смирились, когда раз в месяц стали получать бесплатный “кулек” с продукцией: это тоже было верным решением. Есть своя столовая. Остались и такие блага, как путевки в санатории и дома отдыха. Этой зимой 15 детей отдыхали и лечились в “Изумрудном”. Каждая путевка обошлась всего в 100 тысяч, за это “Дальхимпром” передал санаторию чистящую пасту.

В заключение о главном

- Когда у нас падает объем продаж, мы не успокаиваем себя, что, мол, покупатель наш без денег сидит, а потому и без моющих средств,- говорит Владимир Кирин.- Если наш товар не берут, значит, берут чужой, иностранный. Мы знаем свои беды: неэстетичная упаковка, неудобная тара, иногда подводит качество. Хотя я, например, считаю, что по сравнению с качеством импортных товаров этого же профиля наше не проигрывает. А вот дизайн... Но главный наш конкурент - российские предприятия, расположенные на западе. Цены на наш товар в 2-2,5 раза выше, чем на одноименный товар предприятий Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири. На днях мне попалась “Суржа” Волховского химического завода. Привезли ее сюда “челноки”, продавали по 8 тысяч. В эту цену ведь заложены и транспортные расходы, и торговая надбавка. Значит, с завода ее купили за 2-3 тысячи. А наша “Суржа” здесь стоит 7 тысяч. Выходит, мы неконкурентоспособны. И если не будут созданы одинаковые условия для работы как в центре, так и у нас, на окраине, приморская промышленность остановится.

Автор: Татьяна Нагорная, “Владивосток”