“Эвтаназия по-уссурийски”: невеселый хеппи-энд
Когда свет гаснет, Фемида вытворяет что хочет и забывает о человеке. Надежда остается только на добрых людей. Они еще встречаются…
Заложник рубильника
Мы неоднократно рассказывали читателям “В” о судьбе Антона Рыжкова из Уссурийска, который волей случая оказался парализован и прикован к постели. Для поддержания жизни к телу мальчика подключен особый аппарат, но во время отключений электроэнергии Антон не раз оказывался на грани смерти. Обращения матери во все мыслимые инстанции результата не принесли, и Людмила Николаевна решила: буду судиться. Напомним о перипетиях этого дела, где на судебных весах нежелание чиновников и энергетиков расстаться с полсотней тысяч рублей перевесило право маленького Антона на жизнь.
Наша первая публикация вышла после судебного процесса в Уссурийском городском суде, на котором Людмиле Рыжковой было отказано в удовлетворении иска. Затем в краевом суде, куда истица подала кассационную жалобу, решение уссурийских слуг закона было отменено. Это было воспринято нами как первая победа. К сожалению, она же оказалась последней…
На повторном заседании Уссурийского суда (19 апреля текущего года) иск Рыжковой был удовлетворен в размере… 4 тысяч рублей. Именно до такой суммы суд в целях “разумности и справедливости” снизил требования истицы (при том, что генератор стоил около 50 тысяч, и суду это было известно). Стало ясно, что на правосудие надежды больше нет. Оставалось, правда, еще руководство муниципального образования Уссурийск и Уссурийский район. Но встреча с высшими чинами уссурийской администрации прошла безрезультатно. Людмиле Николаевне посочувствовали, но дали понять, что денег в бюджете для нее не найдется. Просьбу Рыжковой подключить ее дом к объекту, не затрагиваемому массовыми отключениями (один из таких объектов, кстати, находится совсем рядом с жильем истицы), также проигнорировали.
Подаренное право на жизнь
Неудивительно, что после всех этих мытарств в частной беседе с корреспондентом одной из телекомпаний у Людмилы Рыжковой вырвалось: “Что дальше делать буду? Бензином обольюсь и спичкой чиркну. Вот только думаю, где лучше – перед уссурийской администрацией или зданием “Дальэнерго”. Ничего подобного она, конечно, делать не собиралась, но в некоторых СМИ такая “сенсационная” информация все же появилась.
Кстати, все судебные решения выносились вовсе не “втихую”. Трижды об уссурийской драме писал “В”, позже подключились телеканал ОТВ-Прим, газеты “Золотой Рог” и “Московский комсомолец”. Была публикация в центральном “Гудке”, в дальневосточном приложении к “Российской газете”. Уссурийская городская газета “Коммунар” решила провести акцию по сбору денег для покупки автономного генератора. Обращались к крупным предпринимателям, но те молчали. Откликнулись лишь пенсионеры, служащие – словом, те, у кого каждая копейка на счету.
Однако после новой публикации добрый человек все же нашелся. Им оказался генеральный директор АО “Роза-плюс” Юрий Дригов, который и подарил семье Рыжковых новенький японский генератор. Теперь жизнь Антона не зависит от отключений электроэнергии. Тут, казалось бы, делу и конец? Нет.
Бюрократический футбол
В ответ на апрельское решение Уссурийского суда юрисконсульт рефрижераторного вагонного депо (там работает Людмила Рыжкова) Сергей Петрик подал кассационную жалобу. Она рассматривалась в краевом суде 11 июля. Так как генератор у Рыжковых уже появился, ту часть решения, где речь шла о снижении суммы искового требования, оставили в силе. Что касается требования истицы об обеспечении бесперебойного электроснабжения (напомним, что в апреле Уссурийский суд посчитал это требование, “не основанным на законе”), то 1 октября состоится еще одно слушание. Опять в Уссурийске. Хотя, по моему личному мнению, это бесполезно. В голосе Людмилы Николаевны тоже оптимизма не слышно: “Ни на какие суды больше не пойду”. Однако Сергей Петрик настроен серьезно и готов один (с доверенностью) бороться до конца.
На что надеяться?
Конечно, мы искренне рады тому, что теперь Рыжковы хотя бы от отключений света зависеть не будут. Искренне благодарны предпринимателю, подарившему семье дорогой аппарат. Если генератор работает хорошо, то не так это важно, отвоеван он в суде, куплен, да хоть из ниоткуда взялся – какая разница, казалось бы?
И все-таки разница есть. Потому что у человека, изучившего все материалы дела, знакомого с Людмилой Рыжковой, бывавшего у нее дома, видевшего ее лицо, иконы над кроватью Антона, напрашивается лишь один вывод: сегодня ни на суд, ни на органы государственной власти надеяться уже нельзя. Попал в беду – выбирайся сам. Случай-то уссурийский наверняка не единственный. А добрых бизнесменов на всех не хватит…
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"