Когда–то они продавали урюк
Сейчас же многие представители кавказских республик предпочитают зарабатывать на нашем здоровье.
Сейчас же многие представители кавказских республик предпочитают зарабатывать на нашем здоровье.
Текут-бурлят мутные реки контрабандного спирта. Не успевают просыхать приморские берега от нелегальной водочки кустарного происхождения. Травится наш народ сомнительными настойками и наливками. Значит, как сказал поэт Маяковский, правда, по другому поводу, это кому-нибудь нужно? Значит, кто-то хочет, чтобы они были? С этим вопросом наш корреспондент обратился в межрайонный отдел УВД края по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке. Там предложили поучаствовать в рейде.
“Он же брат мой”
Дело было в бухте Муравьиной, что лежит между Артемом и Владивостоком. Казалось, нас здесь ждали. На киоске, где всегда много подпольного суррогата, висел пудовый замок. Зашли с инспектором Станиславом Шелегом в соседний магазинчик. Попросили “русскую - народную”. Розовощекая продавщица опытным взглядом окинула нас с головы до пят и покосилась в окно. А там, томясь ожиданием, нарезали круги пятеро здоровяков. Атлетически сложенные фигуры и торчащие из карманов трубки мобильников внушали доверие.
- На пикник, мальчики, собрались? – подобрела работница.
- Ага, - подтвердил мой компаньон.
На секунду грузное тело исчезло за прилавком, и тут же рука по-дружески извлекла из-под полы две бутылки сорокаградусной.
- Водочка последняя, - как бы между прочим подчеркнула услужливая продавщица.
- А покупка контрольная, - ответил сотрудник отдела. – Покажите лицензию на продажу спиртного.
Таковой не оказалось. А дальше все как по сценарию. Протокол, составленный на несчастную. Хозяин - южанин, с горячностью доказывающий, что во всем виновата “злостная контрабандистка”. И правонарушительница, мучимая каким–то нервным ознобом и винившая себя во всех земных грехах. Собрались уже уходить, когда в дверях вырос седовласый импозантный мужчина в купальных плавках с красным удостоверением в руке. Депутат городской думы Артема (так было написано в документе) битый час упоминал звучные имена чиновников и генералов. Обещал устроить нам последний день Помпеи. Хватал понятых и милиционеров за рукава и тянул к выходу. Но после моей просьбы сфотографироваться специально для “В” молча сел в машину и укатил. А владелец магазина смиренно попросил: “Разбирайтесь с продавщицей. И меня в суд вызывайте – приеду. А его не трогайте. Он же брат мой”.
- И крыша, - подметил рядом стоящий опер.
Теневики набивают кошельки
- Это особая категория бизнесменов, - рассказывает старший инспектор Александр Абросимов. – Целые династии выходцев из Закавказья купаются у нас в грязных “пьяных” деньгах. Одни занимаются изготовлением водки в подпольных цехах Владивостока, другие – реализацией нелегальной отравы. Обычно такая водка делается из дешевого синтетического и гидролизного спирта, который по закону вообще нельзя использовать в пищевой промышленности.
- А многолюдная азиатская нация не отстает?
- Нет, конечно. Предприимчивые китайцы везут в Уссурийск некачественный спирт в огромных бочках или чаще в канистрах-“медузах”, спрятанных в ящиках. В крупных городах Приморья уже начал появляться японский контрабандный спирт.
А многие организации, выпускающие сырье-денатурат, давно усвоили технологию нелегальных поставок этилового спирта под видом технического. Так они уходят от акцизного обложения.
Всех теневиков объединяет одно: беспринципность и даже ненависть к “быдлу”, потребляющему их зелье. Поэтому орудуют и травят нас с чувством собственного достоинства.
Ловись, рыбка, и мала, и велика
- До чертиков надоело сражаться с ветряными мельницами,- говорят в отделе.
- С какими? - недоумеваю я.
- Видишь ли, - объясняет один из сотрудников,- каждому человеку важно чувствовать, что его работа полезна и важна. Мы же отлавливаем в основном мелкую рыбешку в океане контрабандного спирта.
- Почему?- подхватываю разговор.
- Иногда начинает казаться, что крестные отцы водочного бизнеса имеют связи даже на Луне. Эти миллионеры неуязвимы. Владеют такой информацией, какая иному фээсбэшнику и не снилась. С ними не связываются ни лицензионная палата, ни управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП). Обходят их налоговая полиция и комитеты по торговле. И правильно. К чему бороться, если заведомо знаешь, что проиграешь.
- А вы пробовали?
- Конечно. Помню, как несколько лет назад тоннами изымали спирт. А теперь теневики забурели и взять их почти невозможно. Дергаешь тех, кто просто пытается выжить.
- Зачем?
- Для отчетности.
А цифры отчетов действительно обнадеживающие. За первое полугодие органами внутренних дел было проведено 39146 проверок. Количество выявленных правонарушений – 11398. Получается, каждый третий водочный делец относится к разряду правонарушителей...… Мелких.
- Можно ли остановить водочный беспредел?
- Если издать указ обрубать руки крупным теневикам или посадить всех под стеклянные колпаки, чтобы связи с властью не было.
- Значит, нельзя?..
Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, специально для "В"