40 дней после падения

В воскресенье исполнилось 40 дней со для трагической гибели в авиакатастрофе под Иркутском 135 пассажиров и девяти членов экипажа самолета "Ту-154", принадлежавшего компании "Владивосток-авиа"

14 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1023 от 14 авг. 2001

В воскресенье исполнилось 40 дней со для трагической гибели в авиакатастрофе под Иркутском 135 пассажиров и девяти членов экипажа самолета "Ту-154", принадлежавшего компании "Владивосток-авиа"

Сотни цветов легли на свежие могилы на Морском кладбище. Сюда, к мемориальной части кладбища, приехали многочисленные родственники и друзья погибших. Заранее никто из них не договаривался встретиться, но пришли все. Общая беда объединила родственников погибших владивостокцев.

"Только не надо никаких интервью, мы хотим побыть одни, поймите", - говорила корреспондентам "В" женщина, потерявшая в результате трагедии мужа. Ее, как и других осиротевших людей, понять можно.

У могил, которые идут в ряд, останавливались даже те, кто, казалось бы, не имеет ни малейшего отношения к страшной трагедии. "Здесь лежат те, кто разбился в авиакатастрофе",- тихо сообщали друг другу приезжавшие на кладбище и, постояв несколько минут со склоненными головами, шли дальше. Родственники и друзья погибших оставались, чтобы подольше побыть у могил, усыпанных венками и цветами.

Да, еще слишком остры переживания. Еще помнят все владивостокцы шок, который пережили, узнав об авиакатастрофе, еще свежи в памяти воспоминания о самих похоронах и о скоплении тысяч людей на центральной площади Владивостока, когда город прощался с погибшими.

А у тех, кто потерял своих близких, к горькому чувству утраты сейчас примешиваются и другие. Это и неудовлетворенность от выводов правительственной комиссии относительно причин трагедии, и чувство собственной незначительности. Последнее возникает из-за того, что многие из родственников погибших до сих пор не получили по 30 тысяч рублей страховых выплат, о которых говорило руководство компании "Владивосток-авиа", а о достойной компенсации морального вреда за потерю близкого человека и вовсе разговор особый. Родственники 11 погибших обратились в адвокатскую компанию "Либерти", которой доверили вести переговоры относительно компенсации морального вреда.

У Оксаны Дрибас под Иркутском погиб муж, сотрудник милиции. "У меня на руках остался сын, он пойдет в первый класс. Одной мне поднять его на ноги будет сложно, особенно учитывая то, что после пережитого шока я не могу пока работать. Папа у нас работал в милиции. Не скажу, что получал великие деньги, но семье хватало. А теперь 10 лет школы, потом институт, как мне одной справиться с этим? Я через компанию "Либерти" подала претензию к компании "Норина и Ко", которая в свою очередь представляет интересы компании "Владивосток-авиа". На мою претензию пришел ответ. Честно говоря, его суть я поняла с большим трудом. Однако ясно одно: мне предлагают в качестве компенсации морального вреда сумму, гораздо меньшую, нежели та, на которую я рассчитывала", - говорит Оксана Дрибас.

Оксане, если такое слово здесь уместно, еще повезло. Она одна из немногих пока что родственников погибших, кто получил те самые 30 тысяч страховых выплат. Страховки выплачиваются по очереди, и получают те, кто обратился за ними первым. Остальным остается ждать. Но, как уже сказано, претензии по возмещению морального вреда, которые через фирму "Норина и Ко" предъявляют к "Владивосток-авиа" клиенты компании "Либерти", гораздо более весомы в финансовом плане.

На встрече с журналистами, которая состоялась в конце минувшей недели, клиенты "Либерти" в один голос заявляли: "Не согласны с суммами и условиями компенсации морального вреда, предлагаемыми компанией "Норина и Ко". У каждого свои аргументы. Кто-то не согласен, что ему отказывают в получении компенсации за отчима: "Да, официально меня не усыновляли, но прожили-то мы под одной крышей 14 лет"; кто-то настаивает на том, чтобы суммы были более внушительными: "Я бабушка, у меня на руках осталось двое молодых ребят. Их отец, единственный кормилец и опора семьи, погиб в той катастрофе. А ребят надо поднимать на ноги".

Пока что реальную помощь в организации похорон и выделении по 10 тысяч единовременного пособия родственникам погибших приморцев оказал только губернатор края Сергей Дарькин. Хотя, по большому счету, делать это был не обязан. Я не говорю о тех 30 тысячах, которые получили далеко не все.

“В данный момент мы имеем полное право обратиться в интересах наших клиентов в суд. Все претензии, предъявленные ими, по нашему мнению, являются обоснованными, - говорит адвокат компании “Либерти” Александр Ковальчук. – Но мы пока что пытаемся через компанию “Норина и Ко” решить вопрос в досудебном порядке, достигнуть мирового соглашения. Мы признаем, что практики в России по такого рода делам пока что нет, поэтому создаем прецедент. Мы считаем, что люди вправе сами определить и требовать такую компенсацию морального вреда, какую в каждом конкретном случае считают нужной. Повторю, мы готовы решать этот вопрос в режиме диалога с другой стороной, определять реальные размеры выплат и суммы. Причем суммы-то далеки от общемировой практики по такого рода делам. А наши клиенты хотят только одного - чтобы к ним отнеслись по-человечески, выслушали, реально постарались помочь. Они и так уже прошли через ад, зачем их заставлять делать это еще раз”.

Еще ни один иск в суд не подан, но если ситуация не изменится, родственникам погибших не пойдут навстречу, это вполне может произойти. Сами они, кстати, говорят: “Мы не хотим разорить компанию “Владивосток-авиа”, мы хотим, чтобы иркутская катастрофа стала для нее уроком”.

Пока они надеются на понимание и ждут. Но чем дальше от нас отдаляется тот роковой день, тем больше мы забываем о людях, потерявших близких в жуткой катастрофе. Не хотелось бы, чтобы они потеряли еще и веру в справедливость и человечность.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"