Трамвай как средство выбивания долгов

На фоне бедствий, связанных с потопом, эта напасть оказалась малозначительной: “Дальэнерго” резко ужесточило режим подачи электроэнергии для нужд трамвайно-троллейбусного управления Владивостока. Со вторника на неопределенное время в городе по утрам и вечерам работают только четвертый маршрут трамвая (“Вокзал” - “Сахалинская”) и троллейбус-“троечка” (“Фокина” - “Заря”).

9 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1021 от 9 авг. 2001
На фоне бедствий, связанных с потопом, эта напасть оказалась малозначительной: “Дальэнерго” резко ужесточило режим подачи электроэнергии для нужд трамвайно-троллейбусного управления Владивостока. Со вторника на неопределенное время в городе по утрам и вечерам работают только четвертый маршрут трамвая (“Вокзал” - “Сахалинская”) и троллейбус-“троечка” (“Фокина” - “Заря”).

К отключению муниципального электротранспорта горожанам не привыкать. Последний раз санкции “Дальэнерго” были введены 25 июля: трамваи и троллейбусы третью неделю останавливаются ежедневно с 10 до 16 часов. В качестве обоснования энергетики указали на задолженность по текущим платежам. Однако к первому августа городская администрация ликвидировала эту часть задолженности ТТУ перед “Дальэнерго”. Начальник ТТУ Лилия Козлова заявила, что при энергопотреблении за июль на 850 тысяч рублей на счета “Дальэнерго” перевели 1090 тысяч рублей. Также с переплатой были погашены счета за июнь. Более того, мэрия настаивает, что в течение двух с половиной лет, прошедших с момента прихода к власти в городе Юрия Копылова, текущие платежи вносились своевременно, и претензии энергетиков состояли и продолжают состоять в несколько ином, а именно в долгах, сделанных в 1997-1998 годах при Викторе Черепкове.

Как известно, изобретатель бесплатного проезда не платил за городской электротранспорт по своим принципиальным соображениям, поэтому сумма долга ТТУ составила на конец 1998 года по результатам сверок около 35 миллионов рублей. У Юрия Копылова также были свои соображения по поводу пролонгации этого долга, и минувшей зимой “Дальэнерго” обратилось в суд, который присудил мэрии все же выплачивать долг муниципальных транспортников по исполнительному листу. В результате в июне задолженность сократилась до 14858 тысяч рублей и продолжает ежемесячно уменьшаться.

Однако динамика погашения долгов никак не впечатлила энергетиков, об этом говорит введенный 7 августа режим отключений – самый жесткий из уже известных горожанам. В заявлении пресс-службы городской администрации указывается, что требования “Дальэнерго” разом выплатить оставшуюся сумму просто невыполнимы: без финансирования могут остаться важнейшие статьи бюджета, такие как социальная сфера и подготовка к зиме. Администрация Владивостока предлагает реструктуризировать старые долги, проект соответствующего соглашения уже находится в “Дальэнерго”. Такой подход полностью согласуется с позицией председателя российского правительства Михаила Касьянова, который во время своего недавнего визита во Владивосток отметил, что в первую очередь необходимо осуществлять текущие платежи, а старые долги должны быть реструктуризированы для постепенного погашения в течение нескольких лет. Следует добавить, что в ходе последнего визита Чубайса в Приморье говорилось о трехлетнем сроке реструктуризации, по его отъезде заговорили о двух годах, затем одном. В результате график так и не утвержден.

Таким образом, создается впечатление, что в отдельном узко взятом “транспортном вопросе” правда на сегодняшний день на стороне мэрии. Но энергетиков, как показали разговоры корреспондента “В” с компетентными сотрудниками “Дальэнерго”, проплаты по долгам транспортников волнуют меньше всего. “Пусть город заплатил за июль по линии ТТУ даже и 3 миллиона, это ничего не значит, поскольку общая сумма платежей всех муниципальных объектов составляет 40 миллионов рублей в месяц, и она не выплачена. Мы не можем отключить больницы города и другие социальные объекты. Поэтому в качестве средства давления на мэрию используется электротранспорт, который заведен на нашу энергосистему, а не на муниципальные сети”.

Помимо ТТУ в сфере достижимости “Дальэнерго” находится еще и водоканалуправление, и отключение насосов еще вполне может стать самой крайней мерой неумолимых питомцев Чубайса, существенно более жестокой по отношению к горожанам. Однако пока энергетики довольствуются превращением пассажиров в пешеходов (по нынешней погоде это тоже выглядит разновидностью людоедства). Трамвай из средства передвижения превратился в средство выколачивания долгов, что-то типа утюга на голом животе города.