Север – себе в подарок
Опираясь на палочку, бабушка четыре часа ходила по Дальнегорскому музею, с восторгом рассматривала богатую коллекцию минералов и поругивала свою больную ногу: “Ты, паразитка, не даешь мне насладиться такой красотой. Помру, и что я скажу богу? Что всю жизнь прожила рядом с музеем и даже не догадывалась, какие богатства скрыты за его дверями?” Бабуля на самом деле уж не один десяток лет была соседкой музея, но ни разу не заглядывала сюда. Сделанное на старости лет открытие поразило ее до глубины души.
Опираясь на палочку, бабушка четыре часа ходила по Дальнегорскому музею, с восторгом рассматривала богатую коллекцию минералов и поругивала свою больную ногу: “Ты, паразитка, не даешь мне насладиться такой красотой. Помру, и что я скажу богу? Что всю жизнь прожила рядом с музеем и даже не догадывалась, какие богатства скрыты за его дверями?” Бабуля на самом деле уж не один десяток лет была соседкой музея, но ни разу не заглядывала сюда. Сделанное на старости лет открытие поразило ее до глубины души.
Похожий шквал эмоций обрушился почти на всех участников ознакомительного тура по северу Приморья, организованному турагентством “Ольга” при поддержке администрации Тернейского района. Среди нас были те, кто только что вернулся из Австралии и за свою жизнь объехал не один десяток стран; прошедшие памирскими, уральскими, кавказскими и бог знает еще какими маршрутами, но ни разу не добиравшиеся до верховьев Кемы и Амгу; молодые, да ранние туристы - мальчишки, успевшие побывать в Япониях-Кореях-Китаях, но первый раз увидевшие Приморский край из окна автобуса; нашлись, правда, и такие, кто умудрился до вполне сознательных лет никуда не выбираться дальше фабрики “Заря”. Все мы жили и не подозревали, что почти рядом, в нашем родном Приморье, есть места, которые грешно не увидеть.
Все дороги ведут в Китай
Сейчас на рынке туристических услуг края, расталкивая друг друга локтями, стараются выживать 208 фирм. Все держатся на плаву преимущественно за счет шоп-туров в Поднебесную. Приморцы приспособились совмещать приятное с полезным: затариваются всем необходимым не на продажу, так для семьи и вдобавок впитывают дух туристской экзотики, отмечают за кордоном праздники, отходят от домашних хлопот. Затраты на дорогу окупаются разницей в ценах на ширпотреб у них и у нас.
Пока только миф, что Приморье - туристская Мекка. Не удалось заманить иностранцев ни сказочными подводными ландшафтами, ни таежными дебрями, ни чистым воздухом. И сами, за исключением заядлых походников и редких энтузиастов, почти не путешествуем по краю. Пик внутреннего общественного туризма пришелся на самый канун перестройки. Тогда было разработано множество маршрутов разных категорий сложности.
- В самый благодатный у нас для туризма сезон – с августа по октябрь, когда уже не надо особенно опасаться клещей, меньше досаждают комары, я водил до 10-11 групп, - вспоминает географ и турист почти с младенчества Виктор Усольцев. – И в них было немало москвичей, белорусов, других “дальних” туристов. Потом все рухнуло, и хорошо, если сейчас ситуация начнет меняться. Я считаю, что есть основания так думать. Чтобы мы ни говорили, основным препятствием для развития туризма является его дороговизна. Но сейчас мало-помалу намечается экономический рост. Да и бум вокруг Китая переходит в более спокойное русло. А в том, что у людей никогда не иссякнет тяга к природе, я просто уверен. Поэтому, думаю, те открытия, которые мы сделали во время этой чудесной поездки, для многих приморцев еще впереди.
Наши козыри – в наших руках
После возвращения домой, пытаясь делиться оглушительными впечатлениями, часто напрашивалась на один и тот же вопрос: “Почему тогда ничего не слышно о таких маршрутах, почему их не развивают?”
По правде, можно привести лишь единичные примеры, когда представители турбизнеса идут на риск и пытаются завлечь туристов местной экзотикой. Пока внутренние маршруты отдачи не дают, наоборот, приходится подпитывать их за счет более доходных зарубежных. Стезя не для тех, кто готов потеть лишь за быстрый и верный куш.
Некоторым хотелось быстренько навариться на иностранцах, но те лучше нас считают деньги. И даже если без ума от сохранившихся еще уголков нетронутой природы, гуляющих поблизости тигров и обалденной рыбалки на горных реках, недоуменно пожимают плечами, когда за ночлег в зимовье с них берут как за комфорт в пятизвездочном отеле, а за фотографию зверя - как за его ценную шкуру. С одной стороны, дикость наших мест, каких осталось не так уж много на планете, - большой козырь, но с другой – и ее должно быть в меру, хотя бы ненавязчивый сервис необходим на каждом маршруте. Даже отчаянные иностранные туристы не привыкли рисковать. Одна японская туристка, рассказывают, до глубины души была восхищена проводником группы, который топором починил ее миниатюрные часики, но не меньше врезались ей в память и пережитые неимоверные бытовые трудности. Судя по тому, что редко кто во второй раз возвращается в экзотические дикие места, преподнесенного им экстрима хватает на всю оставшуюся жизнь.
В Тернейском районе бывают и американцы, и японцы, и французы. Редко, но чаще, чем местные туристы. У нашего проводника по Сихотэ-Алинскому заповеднику Виктора Чернышова в этом году было пять иностранных групп, а из России мы оказались вторыми.
Еще один пробный шар
Руководитель турагентства “Ольга” Ольга Васина давно болеет приморским севером и не оставляет мечты проторить туда туристический маршрут. После пробного шара пять лет назад дела так и не пошли. Тогда еще все затмевал Китай, и экономических предпосылок для туров по краю не было.
- Мы должны предоставить комплекс туристических услуг, но принимающей стороной должны быть все-таки местные власти, - рассуждает Ольга Ивановна. – Мы находим взаимопонимание с администрацией Тернейского района, но маршрут пролегает по территории нескольких городов и районов, без содействия руководства которых вряд ли обойтись. К сожалению, пока трудно складывается диалог с ассоциацией “Северное Приморье”, и это тоже не на пользу делу, в котором теоретически заинтересованы все.
Легче всего начать считать еще не заработанные деньги в чужом кармане. Хотя можно и посчитать, но в первую очередь в кармане местных жителей, явно обделенных сегодня и нормальной работой, и достойной зарплатой. Только представьте, что в уникальной водолечебнице, расположенной на горячих минеральных источниках недалеко от села Амгу, люди вынуждены работать за 200-300 рублей в месяц. Сегодня “Теплый ключ” принимает не больше 15 пациентов, но ведь отсюда могут начинаться экологические маршруты по Сихотэ-Алиню, живописным окрестностям. И каждый приезд сюда туристов – это дополнительный доход.
И так на всем пути маршрута. Надо было видеть, как налетел народ из нашего автобуса в Арсеньеве в фирменном магазине завода “Прогресс” на дубовые (настоящие!) разделочные доски по приятной цене, щипцы для кедровых орехов. Даже юные туристы прикупили эти “сувениры” в подарок мамам. С удовольствием в память о поездке мы сделали покупки в Дальнегорском музее, очень хотели купить какие-нибудь удэгейские амулеты в Тернее, да только не нашли. Желанными гостями мы стали в пустующих гостиницах и ресторанах, на безлюдных базах отдыха. Да даже купленный у бабули на базаре стакан земляники внес свой вклад в местную экономику! Этой важной функции у туризма – экономической – никто не отнимал. А если еще местных жителей научить грамотной организации своего, пусть маленького, бизнеса, то отпадет сам собой вопрос и ухоженных туалетов у дороги, и уютных кафе, и многих-многих других проблем, которые сегодня являются огромной преградой на пути развития внутренного туризма. И тут карты в руки профессионалам туристического бизнеса.
Заинтересованной участницей нынешней поездки стала Светлана Неурал, генеральный директор компании “ВладТурБизнес”. Теперь вот и она загорелась этой идеей, значит, силы увеличиваются.
Туры – в стол
Зазывать безусловно есть чем. Это показывают и ежегодные конкурсы на лучший внутренний тур, которые проводит комитет по туризму краевой администрации. Другое дело, что разработанные туры чаще всего ложатся в стол.
- В 1998 году на таком конкурсе я заняла первое место со своим “Путешествием в долину сказок и легенд”, - рассказывает руководитель дальнегорской туристической фирмы Татьяна Гринченко. – Но прошло три года, прежде чем я смогла пустить эту экскурсию по городу.
Подтверждаю: после такой экскурсии, которую провела для нас влюбленная в местную экзотику Ульяна Димиденко, можно тоже навсегда влюбиться в Дальнегорск. Впрочем, как и после западающего в душу наглядного рассказа экскурсовода Арсеньева Аллы Гузенко, – в ее родной зеленый и чистый городок.
Все-таки туризм может держаться прежде всего на талантливых людях и энтузиастах. На счастье, такие есть.
В их “руках” пещера “Чертовы ворота”, Духовские озера, излюбленная космическими пришельцами высота “611”, тропы, по которым хаживал Дерсу Узала, приобретают еще более значимый смысл и привлекательность.
Когда соприкоснешься со всем этим, увидишь собственными глазами, ужасно обидно становится, что такое богатство не востребовано. И начинаешь жалеть своих детей, родных, близких потому, что они остались обделенными и не видели еще ничего из того, чем переполнен ты сам.
Север – моя главная слабость, но сколько еще в Приморье красот, заждавшихся зачарованного туриста?! На озера в пору цветения лотоса приглашали турфирмы, на деревенскую пасеку за медом, в Рождество – к настоящей елке в заснеженный лес, в яркий мир золотой осени, но отклик пока очень вялый.
Остановись, мгновенье
Заблуждаетесь, если думаете, что вы сами с усами и уж Приморьем полюбоваться можете без всяких посредников. Дешевле обойдется вряд ли. 970 километров (по спидометру) только в одну сторону занял у нас путь до дальней точки путешествия – Теплого ключа. Если планируете ехать на собственной машине, переведите на рубли за бензин. Сумма получается немалая, а ведь это только часть расходов. Но самое главное – для дикарей-одиночек многое останется за кадром. Их однозначно не пустят в заповедник. А ведь даже ради той благодати, которую испытываешь около Благодатного озера в Сихотэ-Алинском заповеднике, можно многое положить на жертвенный алтарь.
Или Большой Амгинский водопад и величественный каньон, по которому пробираешься к нему с замиранием в душе, разве найти было бы сюда дорогу без опытного и знающего проводника?
Продуманность маршрута, островки цивилизации в нужном месте пути, ощущение защищенности – без этого тоже мало радости для туриста, если он - не таежник-аскет.
За пять дней путешествия, вместивших свой целый мир, мы многое увидели, но и мечтали тоже о многом. О будущих поездках, конечно, тоже. О том, чтобы в следующий раз где-нибудь в уютной деревенской избе можно было пожить несколько дней, чтобы успеть сходить за грибами, на рыбалку, надышаться ароматным воздухом. Или задержаться на озерах, чтобы накупаться вволю. Мечты были и разными, и похожими. Главное в другом - отречься от них теперь уже невозможно.
Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток", Константин ЛЫКОВ (фото), специально для "В"