Войска полосы отчуждения
В первое воскресенье августа Россия традиционно отмечает День железнодорожника. А между тем по указу президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года этот день считается еще Днем железнодорожных войск.
В первое воскресенье августа Россия традиционно отмечает День железнодорожника. А между тем по указу президента Российской Федерации от 19 июля 1996 года этот день считается еще Днем железнодорожных войск.
Именно 6 августа 1851 года высочайшим повелением императора Николая I началось формирование первых специальных железнодорожных подразделений для охраны государственной собственности и казенного имущества в полосе отчуждения.
Полоса отчуждения. Этот термин шел вслед за проектировщиками и изыскателями. По ней прокладывалась железнодорожная линия. Земля, вошедшая в эту полосу вне зависимости от формы владения или желания владельца, переходила в собственность государства, то есть отчуждалась. Многих это неожиданно делало очень состоятельными людьми. Один из первопоселенцев Владивостока купец Иван Иванович Галецкий купил с торгов у городской управы заброшенный участок на углу Алеутской и Семеновской за 30 рублей. В 1890 году его небольшая часть попала в полосу отчуждения последнего километра Великого Сибирского железнодорожного пути. Купец 2-й гильдии Галецкий “с чувством глубокого удовлетворения” слупил с любезного сердцу Отечества 10 тысяч рублей и переписался в купцы 1-й гильдии.
Когда в 1851 году Николаевская железная дорога была проложена, то у нее сразу появилось множество врагов. Ямщики почтового тракта Петербург - Москва, содержатели постоялых дворов (не путать с почтовыми станциями) и просто крестьяне вроде чеховского злоумышленника, отвинчивавшего гайки, “коими рельсы прикрепляются к шпалам”, на грузила. Стрелки железнодорожных войск охраняли мосты на Волге и тоннели на Урале, железнодорожные вокзалы и товарные дворы. Когда же проекты железных дорог шагнули в Туркестан и Маньчжурию, то охранять пришлось и отряды изыскателей. Для этого во Владивосток было передислоцировано несколько железнодорожных батальонов. Во время русско-турецкой войны 1877-78 годов бригада стрелков-железнодорожников оказалась последним резервом, который русское командование бросило в бой под Плевной.
В 1896 году был подписан российско-китайский договор о проведении линии железной дороги через Маньчжурию. В нем специальным пунктом запрещалось России вводить в полосу отчуждения регулярные войска. Поэтому решением российского правительства обществу Китайско-Восточной железной дороги придавался особый вид железнодорожных войск - охранная стража. Ее возглавил офицер-дальневосточник полковник Гернгроссе. Первоначально, в январе 1898 года, она состояла лишь из 5 сотен казаков-добровольцев. Но уже в 1899 году охранная стража насчитывала 14 казачьих сотен и 8 рот.
Стрелки-железнодорожники вначале охраняли изыскателей, потом взяли под охрану строителей КВЖД. Когда же на месте маленькой китайской деревушки появился город Харбин, то караулы стражи закрыли доступ на его улицы бандам хунхузов.
Настоящие бои в Маньчжурии начались летом 1900 года, сто лет тому назад. Ненависть к властям пекинские правители умело направили против иностранцев. В мае в северо-восточном Китае вспыхнуло восстание, которое носило название “Кулак, поднятый во имя справедливости и гармонии” - “Ихэтуань”. В наших учебниках истории оно называлось “боксерским восстанием”. Лозунг у восставших был один: “Изгнать чужеземцев из Китая”. Пекин рассчитывал с помощью повстанцев завладеть железной дорогой. Первый удар приняли части охранной стражи. Многотысячные отряды повстанцев и хунхузов осадили главный российский город в Маньчжурии - Харбин. Нападавшие получили самое современное оружие из правительственных арсеналов. На каждого защитника города приходились сотни нападавших. К счастью, еще до начала блокады многих женщин и детей правление дороги успело вывезти во Владивосток. Правда, местные китайцы доходчиво объясняли русским дамам: “Твоя зачем уезжай? Моя бабушка (в те времена всех русских женщин независимо от возраста китайцы называли бабушками) чеки нету. Моя только мужика чеки. Моя русская бабушка себе бери”.
Харбинский батальон охранной стражи мужественно защищал город несколько недель, а когда 21 июля из Хабаровска подошел отряд полковника Сахарова, сам перешел в наступление. Стрелки железнодорожных рот не только отбросили орды ихэтуаней от города, но даже сумели разгромить знаменитую Хунхузскую республику в верховьях Сунгари, куда и нос боялась сунуть китайская регулярная армия.
Но оставалась угроза для Владивостока. Руководители восстания по подсказке из Пекина решили превратить приграничный Хуньчунь в крепость и сделать его плацдармом для нападения на российскую территорию. Действовать надо было незамедлительно. Военный губернатор Приморской области генерал-майор Чичагов, сформировав небольшой отряд из пограничников и стрелков Уссурийской железной дороги, повел его на Хуньчунь. Переход был совершен столь стремительно, что китайский гарнизон не успел опомниться, как русские стрелки блокировали все казармы, захватили батареи и штабы повстанцев. 20 сентября отряды хунхузов и ихэтуаней были вытеснены из северо-восточного Китая. Маньчжурская опасность перестала висеть над приморцами.
В 1901 году охранная стража КВЖД была включена в состав Особого заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи, подчинявшегося непосредственно министру финансов графу Витте.
Во время русско-японской войны железнодорожная охрана вместе с пограничниками стала арьергардом отступающей к Порт-Артуру русской армии. Они уходили последними, взрывая за собой мосты, разрушая пути и станции. По окончании войны в Заамурский отдел корпуса погранстражи были откомандированы офицеры Маньчжурской армии.
Через его командный состав прошли будущие руководители русской армии и белого движения Лавр Георгиевич Корнилов и Антон Иванович Деникин. В 1909 году была сформирована Уссурийская железнодорожная бригада, которая и стала хозяйкой дальневосточных железных дорог.
Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для "В"