Академия облачается в университетскую мантию ... но для тысяч курсантов и выпускников она остается “бурсой”
На Дальнем Востоке России осталось лишь одно высшее учебное заведение, где по основным специальностям готовят кадры на бюджетной основе. И кадры эти являются будущим морского торгового флота страны. Потому что в России осталось всего три морских академии - в Санкт-Петербурге, Новороссийске и во Владивостоке. Причем академия имени адмирала Геннадия Невельского является крупнейшей. Это потому, что только на тихоокеанской окраине государства сохранились крупные пароходства, а наш вуз сумел за последние годы не только не растерять учебную базу, но и вывести ее на мировой уровень.
На Дальнем Востоке России осталось лишь одно высшее учебное заведение, где по основным специальностям готовят кадры на бюджетной основе. И кадры эти являются будущим морского торгового флота страны. Потому что в России осталось всего три морских академии - в Санкт-Петербурге, Новороссийске и во Владивостоке. Причем академия имени адмирала Геннадия Невельского является крупнейшей. Это потому, что только на тихоокеанской окраине государства сохранились крупные пароходства, а наш вуз сумел за последние годы не только не растерять учебную базу, но и вывести ее на мировой уровень.
Столь значительная качественная перемена привела и к изменению статуса вуза. Министерства транспорта и образования еще на праздновании 110-й годовщины ДВГМА приняли совместное решение о преобразовании вуза в морской государственный университет. Причем Дальневосточная государственная морская академия сохраняется одним из подразделений в рамках университета. Накануне смены вывески на вопросы корреспондента “В” ответил руководитель вуза Вячеслав СЕДЫХ.
- Популярность вуза определяется по числу желающих попасть в него…
- В этом году претендентов было от 3 до 8 на место. Впечатляет география проживания абитуриентов. От Урала до Камчатки, включая Сибирь, Якутию и Крайний Север. Минимум два-три человека из каждого региона. И конечно, все Приморье. Нынешним летом и набор больше, и конкурс выше. Курсантами станут около 500 юношей и девушек.
- В связи с чем увеличивается набор?
- Это целенаправленная политика Минтранса, направленная на обновление инженерного и управленческого среднего звена. И хотя флот сокращается и физически стареет, потребность в выпускниках академии с каждым годом только увеличивается. Ведь в последнее время в среднем с флота на берег (на пенсию или другую работу) уходит 800 человек, а им на смену приходит всего 600 молодых специалистов. Средний возраст капитанов и старших механиков поднялся до 52 лет, что является тревожной тенденцией. А если принять во внимание, что рано или поздно на торговом флоте начнется оживление, то квалифицированные кадры будут явно востребованы.
Уже сейчас выпускники идут нарасхват в офф-шорные компании, на зарубежный рынок труда и отечественные предприятия Дальневосточного региона. А в перспективе спрос возрастет. Причем нам в академии нужно смотреть вперед и соизмерять в пропорции: квалификация, возраст и физическое состояние, занимаемая должность. Поэтому мы и стремимся обучать больше специалистов.
- А государство готово выделять больше денег?
- Федеральный центр повышает финансирование пропорционально увеличению набора. И делает это на уровне 30-35 процентов от потребности. Остальное приходится покрывать за счет внебюджетной коммерческой деятельности академии, спонсорской помощи, целевой поддержки министерства транспорта, использования резервного фонда. Это позволяет закрыть основные расходные статьи.
- Вячеслав Иванович, по набору на основные специальности предполагаются изменения?
- На морские специальности набираем около 300 человек. Причем на судоводительский и судомеханический факультеты принимаем по 100-125 курсантов.
- У вас можно получить образование и на внебюджетной основе?
- При наличии желающих готовятся кадры на платной основе по психологии, экономике, информационному управлению. Но они не превышают 6 процентов от общего объема.
- Новый статус вуза, видимо, предполагает появление новых предметов?
- Конечно, и они отражают всю инфраструктуру судоходства. Их более 50. Это научные, правовые, экономические, инженерные дисциплины, связанные с выполнением морских конвенций. Они постепенно внедряются в учебный процесс. На сегодняшний день академия готовит по 28 специализациям. Но будет значительно больше.
- Какие еще изменения произойдут с созданием морского университета?
- Академия является университетом отрасли, а университет можно назвать межотраслевой академией. Статус университета позволяет адекватно воспринимать все политические, социальные, правовые, экономические процессы в обществе. В рамках университета можно гораздо эффективнее решать вопросы развития образования, науки, производства. Но вуз должен соответствовать этому статусу по целому ряду параметров: материальная база, кадры, учебные планы, научный потенциал и многое другое.
К университету совсем иное отношение за рубежом. Со многими иностранными университетами соответствующего профиля мы дружим, и они первыми оценили повышение нашего статуса, с чем и поздравили коллектив вуза. К тому же сейчас предполагается больше открытости, ведь специфика училища несла отпечаток закрытости – полувоенной, узкопрофильной. Теперь мне не придется объяснять своим зарубежным коллегам, почему я начальник, а не ректор, как это принято во всем мире.
- Как теперь правильно будет называться “бурса”?
- Статус университета уже получен, но вот имени еще нет. Оно появится после приказа министра транспорта Сергея Франка и соответствующего постановления правительства. Мы предлагаем название “российский государственный морской университет”, но в Москве не всем оно по душе. И хотят ограничить рамками окраины - “дальневосточный”. Хочу обратить внимание на два слова. Во-первых, осталось слово “морской” со всем причитающимся набором специальностей и направленности вуза. А во-вторых, отсутствует понятие “технический”, что могло бы ограничить нас. Ведь у нас три вида образования: естественно-научное, университетское техническое высшее и морское конвенционное высшее. Благодаря этому совмещаются российский и международный стандарты. У России должны быть классический (пример - ДВГУ), технический (ДВГТУ) и морской университеты. К счастью, в министерстве образования с нашими доводами согласились. Особенно с учетом статуса Владивостока в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В августе в столице все решится с точным названием.
При этом академия становится структурным подразделением университета. Сохраняется и посвящение – имени Геннадия Ивановича Невельского, великого адмирала, открывшего для России устье Амура с выходом на Тихий океан с материка, остров Сахалин и основавшего первые поселения в Татарском проливе.
- Вячеслав Иванович, ваши выпускники сейчас востребованы на производстве?
- Да, и спрос на наших штурманов, механиков, радиоэлектронщиков, инженеров портовых специальностей, экономистов морского профиля очень велик. Конечно, большие судоходные компании типа “ФЕСКО” несколько уменьшили прием на работу выпускников академии. Зато в регионе появилось множество малых судоходных компаний, которые стремятся развиваться, увеличивают флот, омолаживают кадры. Мы учитываем и их интересы. Но приоритет Дальневосточного и Приморского морских пароходств остается неизменным.
Они же и оказывают самую значительную помощь вузу. Но делать это должно государство. И новый статус университета позволяет надеяться, что так и будет в дальнейшем. Ведь совершенствуются технология управления судном, сама техника и оборудование. Поэтому нужны специалисты другого плана. И наш вуз уже готовит такие кадры, но это очень дорогое удовольствие и без помощи федерального центра здесь не обойтись.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"