Нам уже под силу 40-метровые траулеры

Морская администрация порта Владивосток скоро обзаведется собственным новеньким катером. В середине августа его спустят на воду со стапеля “Дальверфи”. А каким будет этот катер, уже увидели посетители выставки “Приморье, судостроение-2001”.

25 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1013 от 25 июль 2001

Морская администрация порта Владивосток скоро обзаведется собственным новеньким катером. В середине августа его спустят на воду со стапеля “Дальверфи”. А каким будет этот катер, уже увидели посетители выставки “Приморье, судостроение-2001”.

Разумеется, целый “пароход” в экспозицию поместить нереально, но чертежи, макеты, картинки на мониторах компьютеров и ролики на телеэкранах весьма наглядно показали тем, кто пришел в выставочный зал администрации края, что судостроение в Приморье действительно есть, а уж перспектив у него - немерено. Были бы деньги! У заказчиков.

- Вот такой катер, заказчиком которого выступила морская администрация порта Владивосток, уже почти готов, - рассказывает начальник отдела маркетинга “Дальверфи” Иван Чебан. - Его длина - 22,7 метра, скорость - 12 узлов. Сейчас на нем устанавливается навигационное оборудование, ну а по соседству уже построен корпус рыбопромыслового бота, который нам заказали камчадалы. Бот проекта НКИ 69 “Лещ” - это самостоятельное судно-добытчик длиной 28 метров с вместительным грузовым трюмом. Строительство будет закончено к весне.

Тем временем, надеется Иван Владимирович, может быть, корабелы “Дальверфи” получат новые заявки на свою штучную продукцию. Если еще три-пять лет назад в эллинге на владивостокской улице Героев-тихоокеанцев мастерили главным образом лодки или яхты, то теперь здесь строят вполне “серьезные” суда, небольшие, но практически любого назначения.

То, что в нашем крае уже накоплен некоторый опыт судостроения, подчеркнул и первый вице-губернатор Александр Линецкий, который открыл вышеназванную выставку и с нескрываемым интересом ознакомился со здешними стендами. Как известно, Александр Иосифович “родом” из рыбацкой компании “Ролиз” и нужду своих бывших коллег в новом флоте знает не понаслышке.

Океанские лайнеры или, скажем, супертраулеры, конечно, вряд ли когда-нибудь будут строиться в Приморье. Для этого необходимы такие гигантские специализированные заводы и опыт многих десятилетий, как, например, у корабелов Николаева. Но в постсоветские времена тамошние, “заграничные” суда нам стали не по карману, даже небольшие. И не случайно в краевой программе развития прибрежного рыболовства отдельной графой было выделено местное судостроение.

Оказалось, что поднять его на базе существующих в Приморье предприятий реально. Сложно, но можно. Фактически за три последних года в крае уже построили 19 различных судов, а в эти дни на стапелях стоят еще 11, над которыми вовсю идет работа.

Больше всех к настоящему времени сумели сделать, в чем убедились посетители выставки “Приморье, судостроение-2001”, специалисты РПК “Посейдон”. Впрочем, у мастеров Гайдамакского судоремонтного завода, который нынче входит в упомянутую корпорацию, за плечами уже были катамараны. Эти неприхотливые суденышки еще 15 лет назад успешно работали в Глазковке на плантациях марикультуры.

Кстати, сами двойные корпуса в то время изготавливали заключенные одной из местных колоний, а в Ливадии на Гайдамакском заводе занимались “начинкой” и отделкой катамаранов. И все тогдашние наработки более чем пригодились сейчас, при строительстве судов малого флота самых разных модификаций.

- У нашего маленького тральщика очень хорошие технические и мореходные качества, и оснащен он отличными поисковыми и навигационными приборами признанных зарубежных фирм, - не без гордости сказал недавно о своем МТ-250 механик Андрей Гусев. А было это на прибрежной снюрреводной рыбалке, на которую вместе с экипажем столь удачно зарекомендовавшего себя судна выходили корреспонденты “В”. Столь лестный отзыв судового механика о тральщике, построенном РПК “Посейдон”, согласитесь, дорогого стоит.

15 из всех построенных в крае судов смастерили именно гайдамакские корабелы. Но на особенно сложные проекты они смогли замахнуться не так давно, когда Ливадия скооперировалась с Большим Камнем, где, как известно, цеха рассчитаны не на “мелочь”, а на подводные лодки. Теперь ООО “Посейдон-Звезда” способно претворять в практику лучшие разработки владивостокского КБ “Орион”.

Среди них - ярусник-морозильщик, предназначенный для добычи трески, палтуса, прочих донных рыб, заморозки улова и доставки его в рефтрюме вместимостью 170 кубометров в порт. Это промысловое судно длиной 33,16 метра и шириной 7,7 метра рыбаки считают чуть ли не оптимальным вариантом для недалеких рейсов. А у среднего траулера-морозильщика - это проект СТМ-Посейдон, - район плавания неограниченный, такой “пароход” длиной 42,24 метра при скорости в 11 узлов может работать в любом море на промысле донных и пелагических рыб.

- В сентябре мы начнем постройку РС “Новик”, - сказал корреспондентам “В” генеральный директор ООО “Посейдон-Звезда” Владимир Рожков, - и, конечно, хотели бы, чтобы этот сейнер стал началом целой серии подобных. Я знаю, что многим рыболовецким предприятиям, колхозам пора обновлять флот, заменять проржавевшие да и морально устаревшие суда на современные, отвечающие всем требованиям безопасности мореплавания. Так что мы ждем заявок.

А после выставки они наверняка поступят: экспозиция РПК “Посейдон” и ООО “Посейдон-Звезда” притягивала основной поток посетителей, на неустанные вопросы которых Владимир Рожков, его заместитель по маркетингу Антонина Мизюркина, коммерческий директор Александр Рогожкин отвечали подробно, со знанием дела. Заинтересовали своей продукцией и “Далмис”, “Дальверфь”, “Восточная верфь”, Приморское центральное конструкторское бюро. Так что выставка сможет дать импульс новым контактам, новым партнерам.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"