Ждать ли Приморью рыбацкой удачи?
В следующем году добыча минтая в Охотском море сократится на 60 процентов. На этом настояли ученые ТИНРО-центра. По мнению специалистов рыбопромысловой разведки, запасы семейства тресковых в северо-западной части Тихого океана подорваны настолько, что если прямо сейчас не прекратить истребление, то через несколько лет этот вид придется заносить в Красную книгу.
В следующем году добыча минтая в Охотском море сократится на 60 процентов. На этом настояли ученые ТИНРО-центра. По мнению специалистов рыбопромысловой разведки, запасы семейства тресковых в северо-западной части Тихого океана подорваны настолько, что если прямо сейчас не прекратить истребление, то через несколько лет этот вид придется заносить в Красную книгу.
К такому результату привел бездумный промысел. В 80-х и 90-х каждый год в Охотоморье вычерпывали до и более миллиона тонн минтая, причем особым изыском считался лов “икрянки”. Помимо рыбаков Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Магаданской и Камчатской областей в эту зону открыли дорогу зарубежным добытчикам. В район “бублика” устремились сотни промысловых судов под различными флагами, вплоть до самых экзотичных Маршалловых островов и сухопутной Чехии. Но больше всего было из Китая, Южной Кореи, Польши. Оберегая собственные промысловые зоны, они за бесценок скупали квоты. И при этом вылавливали рыбу сверх выделенного, элементарно замазывая глаза взятками наблюдателям на судах. Морские недра вычерпали, и теперь в погоне за косяками рыбаки по весне лезут во льды залива Шелихова и как следствие получают пробоины или застревают в торосах.
Что делать дальше?
После резкого снижения платных и бесплатно выделяемых квот добыча минтая сократится на 550-650 тысяч тонн. Это достаточно серьезный удар по экономическому благополучию рыбаков российского Дальнего Востока, с тревогой рассказал корреспонденту “В” один из руководителей комитета рыбного хозяйства краевой администрации Георгий Мартынов. Без работы останутся средне- и крупнотоннажный флот, береговые и морские перерабатывающие мощности, а экипажи промысловых и транспортных судов, плавбаз вместе с коллективами судоремонтных заводов, рыбных портов, комбинатов и цехов по выпуску морепродуктов могут пополнить армию безработных. Даже если полностью запретить иностранным судам заходить в Охотское море (что нужно незамедлительно сделать в законодательном порядке), это ненамного улучшит положение наших соотечественников.
Проблема настолько остра (не только по минтаю, но и многим другим породам рыб, особенно красным), что вызвала серьезную тревогу у рыбаков, ученых, власти. В эти дни состоялось несколько рабочих встреч представителей всех заинтересованных сторон. Вопрос только один – что делать дальше?
Путь в открытый океан
На прошлой неделе во Владивостоке собиралась научно-практическая конференция “О перспективах работы флота рыбной промышленности Приморья в экономической зоне России и иностранных государств, открытом океане”.
О состоянии сырьевой базы в Дальневосточном бассейне, о составе и численности добывающего флота, необходимого для ее освоения, рассказал заведующий отделом бассейновых промысловых прогнозов и регулирования промыслом ТИНРО-центра Евгений Каредин. Со своими предложениями по выходу из кризиса поделились заместитель генерального директора ОАО “Дальрыба” Владимир Паутов, вице-президент холдинга “Дальморепродукт” Владимир Борщан, генеральный директор ОАО “Находкинская БАМР” Анатолий Колесниченко, председатель правления колхоза “Восток-1” Александр Передня.
Участники встречи были единодушны в том, что, если не предпринять срочных мер, Россия утратит лидирующие позиции в мировом рыболовстве, ее начнут вытеснять из всех богатых морепродуктами регионов. Чтобы загрузить стабильной работой добывающий флот края, надо восстанавливать и расширять промысел в открытой части Мирового океана и в морских экономических зонах других государств. Это могут быть северо-западная, северо-восточная, юго-западная и юго-восточная акватории Тихого океана. Не исключены и более дальние промысловые экспедиции. К примеру, год назад одна из флотилий “Дальморепродукта” (плавбаза, четыре траулера и транспорт) долго работала у побережья Анголы. В этой части Атлантического океана освоен промысел ставриды. И лишь финансовые проблемы с правительством африканской страны не позволили продолжить эксперимент.
Однако для начала нужно разработать концепцию рыболовной политики страны на тихоокеанской окраине по освоению новых районов водных биоресурсов. А еще подготовить и принять законодательные и нормативные акты для будущей работы рыбаков. При этом необходимо учесть требования конвенций ООН по морскому праву. Дальневосточники уверены, что защищать их интересы в различных региональных международных организациях, а также при работе отечественного флота в зонах иностранных государств по межправительственным соглашениям должен Госкомрыболовства РФ.
Выслать впередсмотрящих
В случае смены традиционных мест промысла не обойтись и без поддержки ученых. Отраслевые институты и лаборатории должны обеспечить долгосрочные прогнозы состояния сырьевой базы в акваториях предполагаемой рыбалки, сделать предложения по наиболее эффективным и экономичным методам лова.
Затягивать с решением данной проблемы никак нельзя. В ближайшие полгода-год нужно снаряжать научно-поисковые экспедиции в открытые районы Тихого океана. Видимо, рыбакам предстоит сброситься, чтобы отправить туда разведчиков. И без государственной поддержки не обойтись. Ведь, по самым скромным подсчетам, на промышленную разведку новых районов промысла необходимо иметь миллион долларов. Самостоятельно снарядить экспедицию не под силу даже таким “монстрам”, как “Дальморепродукт” или БАМР. Тем временем специалисты ТИНРО-центра должны, используя всевозможные информационные каналы, постоянно собирать и анализировать данные. Для совершенствования и разработки эффективных орудий лова и техники промысла необходимо укрепить лаборатории промышленного рыболовства, разработать вместе с рыбохозяйственными организациями основные направления их деятельности. Все предприятия края должны по окончании рейсов предоставлять ученым отчеты о состоянии сырьевой базы в соответствующих промысловых районах.
Власть рыбака видит издалека
Естественно, что рыбаки очень надеются на поддержку администраций, в первую очередь краевой. Однако такая “любовь должна быть взаимной”. То есть кто платит сполна налоги, тот и получает помощь. Об этом заявил губернатор Сергей Дарькин (до победы на выборах возглавлявший прибыльную рыбодобывающую компанию “Ролиз”) на встрече с руководителями предприятий градообразующей отрасли.
Налоговые платежи рыбаков помогут Приморью не допустить повторения энергетического кризиса прошлой зимы, своевременно выдавать зарплату бюджетникам, решить накопившиеся социальные проблемы. А на кого еще надеяться краю у моря? Но не только отчислениями в бюджеты можно характеризовать вклад рыбаков. Здесь и поставки морепродуктов на внутренний рынок, в том числе и для федеральных нужд. И строительство нового промыслового флота или судоремонт на приморских верфях. И градообразующий статус предприятий или создание новых рабочих мест.
Справедливости ради отметим, что наши рыбаки это прекрасно понимают. Так, благодаря действующей уже два года в Приморье методике определения эффективности использования водных биологических ресурсов они в прошлом году с каждой усредненной тонны выделенных им квот заплатили больше на 10 и 15 процентов, чем рыбаки Сахалина и Камчатки. А в сравнении с Хабаровским краем в 2 раза больше. Такую налоговую отдачу отметили в министерствах по налогам и сборам, экономики и развития, в Счетной палате РФ.
Но этого недостаточно, считает Сергей Дарькин. Выделение промышленных квот на вылов водных биологических ресурсов должно учитывать целый ряд дополнительных критериев. Это наличие рыбодобывающего флота, освоение квот за предыдущие годы, поставки сырья на береговые перерабатывающие предприятия, освоение неквотируемых объектов, задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, многих других. Рыбакам есть за что бороться – бесплатные квоты на треску, камбалу, терпуг, кальмар, сайру, которые продолжают выдавать власти на местах. Используя коэффициент подсчета, будет соблюден объективный подход при распределении квот. То есть отдачу от такого сотрудничества получат и рыбаки, и исполнительные органы, а стало быть, и все население Приморья.
Не обойтись без московского “маяка”
Но не только одними квотами администрация края пытается повысить производительность рыбацких предприятий и их налоговую отдачу. Она обращается в правительство России за государственной поддержкой.
Самым главным подспорьем должно оказаться федеральное решение об освобождении рыбохозяйственных предприятий, включая колхозы, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на ввоз на территорию РФ рыбопромысловых судов, спасательных средств и судового оборудования, не производящихся в России. Сейчас рыбаки, приобретающие по бербоут-чартеру флот, вынуждены платить за основные производственные фонды НДС в размере 20 процентов. Не имея собственных средств для подобных платежей, рыбаки не заводят более 30 единиц современного флота в российские порты. Тем самым страна не только не получает НДС, но и теряет сотни миллионов долларов США в год: обслуживание, ремонт и снабжение производятся в иностранных портах. Приход новых судов в родную базу оживит прибрежную инфраструктуру, увеличит занятость населения, что также даст добавку по налоговым платежам. А коль скоро средне- и крупнотоннажный флот отправится на промысел в открытый океан, то правительство просто обязано оказать государственную поддержку дальневосточникам. Для пополнения оборотных средств рыбной отрасли необходимо предоставлять целевые льготные кредиты в виде займов и возвратных ссуд с плавающей процентной ставкой, отражающей индекс инфляции, кредитование осуществлять под залог застрахованных ликвидных основных фондов предприятий и обязательных поставок рыбопродукции по цене себестоимости выловленных водных биоресурсов. Таково единодушное мнение всех членов рыбохозяйственного совета Дальнего Востока, экстренно собиравшихся в минувшую пятницу во Владивостоке. Время для подготовки к новому промыслу в новых акваториях еще есть.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"