Подготовка к зиме: все в руках коллектива “ЛуТЭКа”
Почему именно так? Ведь есть и другие энергетические предприятия в Приморье и в его окрестностях. Конечно, Приморская ГРЭС, входящая в состав “ЛуТЭКа”, самая крупная и современная. Но ведь когда зимой ее энергоблоки вдруг останавливались по разным там причинам – то ли из-за поломок, то ли из-за отсутствия топлива, нас привычно выручали электростанции именно этих самых “окрестностей” края, с которыми мы связаны живительной ниточкой ЛЭП Единой дальневосточной энергосистемы: сколько раз в течение зимы слышали мы это спасительное и согревающее душу и тело слово – перетоки! Ан нет, ничто, оказывается, не может быть беспредельным, кроме разве что человеческого терпения и надежды на лучшее.
Почему именно так? Ведь есть и другие энергетические предприятия в Приморье и в его окрестностях. Конечно, Приморская ГРЭС, входящая в состав “ЛуТЭКа”, самая крупная и современная. Но ведь когда зимой ее энергоблоки вдруг останавливались по разным там причинам – то ли из-за поломок, то ли из-за отсутствия топлива, нас привычно выручали электростанции именно этих самых “окрестностей” края, с которыми мы связаны живительной ниточкой ЛЭП Единой дальневосточной энергосистемы: сколько раз в течение зимы слышали мы это спасительное и согревающее душу и тело слово – перетоки! Ан нет, ничто, оказывается, не может быть беспредельным, кроме разве что человеческого терпения и надежды на лучшее.
И эта ниточка ЛЭП, по которой в критические зимние дни бегут в наш край эти самые перетоки, еще довольно слаба, чтобы выдержать нагрузку возрастающего в Приморье потребления электроэнергии. Да и сами источники перетоков, как известно, достаточно ограничены в своих возможностях, чтобы делиться с нами излишками собственной электроэнергии. К тому же самый главный из этих источников – Зейская ГЭС например - в прошлую зиму уже основательно подорвал свои гидроресурсы: уровень водохранилища гидростанции за зиму “сработался” на три метра, а в период засушливых месяцев этого лета еще понизился на метр и сейчас все еще продолжает опускаться. Вот и судите теперь сами, на что нам надеяться в предстоящую зиму. Как ни крути, а остается лишь “ЛуТЭК” – с его энергоблоками в полтора миллиона киловатт потенциальной мощности и собственным угольным разрезом прямо у “калитки” электростанции. И пусть не обижаются энергетики других электростанций края: конечно, их вклад в энергетическую копилку Приморья тоже не мал, но факт остается фактом – без “Приморки” краю не выжить. Поэтому закономерен вопрос: а как же готовится к зиме “ЛуТЭК” и можно ли будет на него надеяться даже в жестокую декабрьскую и январскую стужу? На этот главный сегодня вопрос отвечает ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ТАРАСОВ, который еще недавно был первым заместителем генерального директора ЗАО “ЛуТЭК”, а после известных уже всем структурных преобразований в энергетическом хозяйстве края возглавил эту энергокомпанию. Вот его рассказ:
- Главная задача, которая сегодня стоит перед коллективом и руководством “ЛуТЭКа”, - это подготовка к зиме. Перед коллективом – в первую очередь, потому что определять подготовку к зиме будет, безусловно, именно он: от концентрации усилий коллектива, от целеустремленности горняков и энергетиков будет зависеть главным образом, как я считаю, то, насколько надежно будет работать “ЛуТЭК” зимой. Задача довольно серьезная. Коллективу электростанции необходимо подготовить оборудование к безаварийному несению необходимой нагрузки зимой. Для этого надо капитально отремонтировать три энергоблока из девяти имеющихся в наличии и охватить средним и текущим ремонтами все остальные. За всю историю Приморской ГРЭС никогда такие объемы ремонтов не выполнялись на ней в течение года – обычно, особенно в последние годы, более одного блока здесь не ремонтировалось. Тем не менее, считаю, задача выполнимая, хоть и сложная. Один блок уже капитально отремонтирован, два других находятся в стадии ремонта. Это четвертый и седьмой энергоблоки, которые находятся на техперевооружении: идет полная замена хвостовых поверхностей нагрева – водяного экономайзера, воздухоподогревателя и промежуточного пароперегревателя. Работы эти впервые делаются на Приморской ГРЭС, но тем не менее ведутся в графике – отставания пока нет, есть сложности с материально-техническим обеспечением, но они вполне решаемы. Выполняют эти работы и наши специалисты цеха централизованного ремонта, и подрядчики. Конечно, больший объем работ выполняется подрядчиками из “Дальэнергомонтажа”, “Дальэнергоремонта”, “Комсомольскэнергоремонта”. В настоящее время у нас работает из субподрядных организаций более пятисот специалистов.
И самая больная наша тема – это уголь. Несмотря на то, что уже пошли инвестиции на развитие разреза в Лучегорске, поступают техника и оборудование, мы продолжаем закупать харанорский уголь и будем делать это весь год, потому что мощности своего разреза пока недостаточно. Однако и здесь уже наметились положительные тенденции. Есть уверенность, что план добычи угля в третьем квартале мы выполним. Хотя, честно скажу, июль мы начали с отставанием от плана, но к концу месяца положение должно быть исправлено: во второй декаде ежесуточная добыча угля возросла до 18 тысяч тонн, что выше планируемого. По-прежнему еще отстаем на вскрыше, хотя и здесь положение дел начинает выправляться: в сутки в отвалы вывозим наносов уже от 43 тысяч кубометров до 49 тысяч. Надеемся в ближайшее время поднять выработку на вскрыше до 60 тысяч кубометров в сутки. Это позволит нам увеличить к концу года долю собственного угля в топливном балансе Приморской ГРЭС до 95 процентов.
Есть, правда, серьезные претензии к нашим шахтерам. В первую очередь в плане высокой аварийности горного оборудования. Хотя есть вроде бы и оправдательные причины: и старая техника, и погодные условия. Все правильно. И все же главное – человек: когда он лучше работает, то и техника меньше ломается. Уверен в этом. Вот вчерашний случай: и дождь был, как в другие июльские дни, а за сутки добыли 19 тысяч тонн угля и вывезли 49 тысяч кубометров вскрыши. Положительный факт? Положительный. Поэтому человеческий фактор немаловажный. Мы ежедневно встречаемся с начальниками участка, с руководством разреза, у нас сейчас постоянно работает антикризисный штаб – ежедневно в 21 час собираемся и оперативно решаем все основные вопросы, которые влияют на производительность труда, на производственные показатели во всех подразделениях энергокомпании. Все это неизбежно приводит к положительным сдвигам в сознании руководящих работников, а их настрой как эстафета передается в трудовые коллективы подразделений.
Конечно, остаются сложности с деньгами, с оплатой запчастей, оборудования. Но если сравнить с недавним еще положением дел, то это небо и земля. Так что наряду с той большой помощью, которую нам сейчас оказывает РАО “ЕЭС России”, мы должны включить в работу внутренние резервы – этот самый человеческий фактор. Что мы и делаем постоянно и последовательно. Я очень надеюсь на коллектив лучегорских шахтеров: им в основном придется определять предстоящую зиму в крае. Нам поставлено жесткое условие: иметь на складах зимних запасов 400 тысяч тонн угля к 1 октября. Это позволит электростанции уверенно работать в любых погодных условиях и нести нагрузку до 1100 мегаватт, чего тоже давно уже не было. Если Зейская ГЭС за июль-август не восполнит утраченные гидроресурсы и не поднимет на четыре метра уровень водохранилища, каким он был в прошлом году, то на перетоки будущей зимой уже можно будет не рассчитывать. Значит, определять зиму будет только “ЛуТЭК”, и на его электростанции в сутки придется сжигать по 30 тысяч тонн и более угля. Столько угля из Сибири не привезешь, его придется брать из нашего разреза. А это огромная и ответственнейшая задача.
Создание же управляющей компании на базе “Дальэнерго” и “ЛуТЭКа” – единого управленческого механизма, считаю, только положительно скажется на оперативном влиянии на все процессы, происходящие на энергетических предприятиях края. А в конечном счете выиграют и сами коллективы энергетиков, и все жители Приморья в целом…
Автор: Виктор ХОЛЕНКО, пресс-служба ЗАО "ЛуТЭК", специально для "В"