Приморье: на помощь надейся, но само не плошай

Наконец-то подписан протокол совещания, проведенного премьер-министром в городе нашенском

20 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1011 от 20 июль 2001

Наконец-то подписан протокол совещания, проведенного премьер-министром в городе нашенском

По завершении краткого визита во Владивосток председатель правительства России Михаил Касьянов заявил, что до введения на территории Приморья прямого президентского правления дело вряд ли дойдет.

Это не потому, что премьер-министр уверен в скорой стабилизации топливно-энергетического комплекса и экономики края. Просто Москвой предприняты меры по организации тотального контроля над одним из самых “сложных” субъектов федерации.

Помимо государева ока в лице полпреда президента в Дальневосточном округе Константина Пуликовского с его многочисленным штатом сотрудников в Хабаровске и инспекторов на местах появился недремлющий глаз самого правительства. Один из заместителей министра топлива и энергетики Виктор Кудрявый, курирующий экономический блок вопросов и проблемные территории, теперь находится на постоянной основе во Владивостоке. И пробудет здесь минимум до конца следующего отопительного сезона. Обратите внимание – именно во Владивостоке. Не в столице округа, коим является Хабаровск, и не в более обездоленных регионах – на Камчатке, в Якутии или Магаданской области.

По такой же схеме стало действовать и РАО “ЕЭС России”, создавшее дополнительную надстройку над своими структурными подразделениями ОАО “Дальэнерго” и ЗАО “ЛуТЭК”, руководителем которой назначен ярый приверженец высоких тарифов Виктор Мясник, до недавнего времени руководивший компанией “Читаэнерго”.

Помимо административного контроля государство решило повязать Приморье финансовыми сетями. Краевой бюджет переводят на обслуживание в Федеральное казначейство, а бюджеты городов и районов - в ведение краевого казначейства. Таким образом, все поступления и, главное, расходы становятся абсолютно прозрачными. Не то что украсть бюджетные деньги, но даже использовать их по другим, менее значимым статьям вряд ли кому удастся. Теперь властные структуры в правительстве смогут влиять на распределение и расходование краевых денег.

Это не значит, что федеральный центр слагает с себя полномочия по финансовой поддержке региона. По итогам совещания с участием председателя правительства Михаила Касьянова был подготовлен документ “О мерах по энергообеспечению Дальнего Востока и Забайкалья”. За прошедшее десятилетие подобных бумаг уже немало принималось к исполнению. И не все из них принесли региону ощутимый результат. Будем надеяться, что в нынешнем году все сложится иначе. Ведь впервые в истории страны персональную ответственность за отопительный сезон в Приморье возложили на премьер-министра. Так, Минфин, Минтопэнерго и Минэкономразвития получили ряд указаний для немедленного исполнения.

Во-первых, уточнить поквартально балансы топливно-энергетических ресурсов, совместно с МПС составить месячные графики поставок угля и мазута и следить за их выполнением. Со своей стороны администрации субъектов федерации вместе с РАО “ЕЭС России” обеспечивают оплату твердого и жидкого топлива, причем к концу 2001 года долгов перед шахтерами и нефтяниками не должно остаться.

Во-вторых, федеральные структуры должны провести реструктуризацию задолженностей организаций электроэнергетики по ссудам, полученным из государственного фонда сезонной заготовки топлива, в том числе по пени и штрафам. Одновременно увеличить суммы расходов федерального бюджета по статье “субсидирование процентных ставок” для компенсации ставок по кредитам.

При подготовке федерального бюджета-2002 предусмотреть увеличение объема субвенций на компенсацию тарифов на электрическую энергию в размере 4 миллиардов рублей на весь Дальний Восток и Архангельскую область, причем на первый квартал года должно быть выделено не менее 40 процентов от этой суммы. Еще один миллиард закладывается в бюджет для осуществления приоритетных инвестиционных проектов, на обновление и ремонт основных фондов, для субсидирования разницы процентных ставок по кредитам для предприятий энергетики и угольной промышленности. Первыми в списке получателей бюджетных средств должны стоять предприятия угольной промышленности с высокоэффективными инвестиционными проектами, снабжающие своей продукцией топливно-дефицитные территории.

Не исключено, что на государственном железнодорожном транспорте будут введены сезонные скидки на периоды создания запасов дальнепривозных углей. Администрации края совместно с комитетом по госрезерву при участии РАО “ЕЭС России” и Минтопэнерго предписано восстановить запасы угля на Партизанской ГРЭС и Артемовской ТЭЦ.

Принято решение о выделении отдаленным территориям дополнительно 500 миллионов рублей из федерального бюджета по разделу “финансовая помощь бюджетам других уровней” на компенсацию тарифов за электроэнергию. Из федеральной целевой программы “Энергоэффективная экономика” будут выделены средства на завершение перспективных проектов: Бурейской ГЭС с линиями электропередачи и трансформаторными подстанциями до Приморья, Мутновской ГеоЭС на Камчатке и ряда других. Причем это дополнительные деньги помимо целевого финансирования. При опережающем строительстве БуреяГЭС даст первый дешевый ток уже через два года. ГТК дано указание произвести отсрочку таможенных платежей на поставляемое из-за рубежа оборудование на сумму около 6 миллионов долларов США.

Самое пристальное внимание уделяется заготовке угля. Энергетики обязаны погасить долги перед шахтерами. Все заинтересованные стороны должны обеспечить нормативные запасы топлива на предприятиях большой энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, включая ведомственные котельные.

В подписанном протоколе самое пристальное внимание уделено проблемам неплатежей за потребленную тепловую и электрическую энергию. Средства на оплату должны быть включены отдельной строкой в бюджеты края и муниципальных территорий. Органам исполнительной власти запрещено вмешиваться в деятельность энергоснабжающих организаций по ограничению подачи электричества неплательщикам. Администрация края обязана принять меры по погашению имеющейся задолженности со стороны городов и районов, а также обеспечить текущую оплату. Надо также разработать графики погашения долгов предприятий жилкомхоза и оптовых перепродавцов перед “Дальэнерго”, а энергетиков, в свою очередь, перед шахтерами. Средства, выделяемые на содержание принятого в муниципальную собственность жилья и предприятий социально-бытовой сферы, в первоочередном порядке направлять на компенсацию расходов энергетиков. Михаил Касьянов предложил также разработать и утвердить графики реструктуризации задолженности на 1 июня за потребленную энергию организаций, финансируемых из бюджетов субъекта федерации, муниципальных образований и жилищно-коммунального хозяйства.

Энергетики обязаны создать запас необходимых материалов и комплектовать ремонтные бригады для устранения возможных чрезвычайных ситуаций в системах теплоснабжения. Все энергоисточники ЖКХ должны по результатам ремонтных компаний получить паспорта готовности к несению нагрузок в осенне-зимний период.

Премьер-министр и его чиновники из аппарата правительства, министерств и ведомств уверены, что исполнение этого протокола (“В” рассказал только о самых главных направлениях намеченных действий) позволит не только предотвратить в предстоящую зиму повторение кризиса минувшего отопительного сезона, но и нацелить большую и малую энергетику Приморья на финансово-экономическое благополучие.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"