Сочтемся позже
На последнем заседании кабинета министров принято решение об отсрочке перехода на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг минимум на 10 лет. По словам главы министерства экономического развития Германа Грефа, теперь выработан принципиально новый механизм финансирования жилищно-коммунальной сферы. Суть нового подхода состоит в том, что между жителями и поставщиками услуг не будет посредников и предприятия ЖКХ станут получать «живые» деньги непосредственно от населения.
Почему переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг населением отложен до 2011 года?
Деньги из рук в руки
На последнем заседании кабинета министров принято решение об отсрочке перехода на 100-процентную оплату населением жилищно-коммунальных услуг минимум на 10 лет. По словам главы министерства экономического развития Германа Грефа, теперь выработан принципиально новый механизм финансирования жилищно-коммунальной сферы. Суть нового подхода состоит в том, что между жителями и поставщиками услуг не будет посредников и предприятия ЖКХ станут получать «живые» деньги непосредственно от населения.
До сих пор лишь 39% расходов коммунальщиков покрывалось за счет средств населения, остальные деньги им выделяли бюджеты разных уровней. При такой системе расчетов (даже в условиях нехватки бюджетных средств) предприятия ЖКХ не были заинтересованы в снижении издержек. А поскольку реальных конкурентов у обслуживающих организаций и у поставщиков нет, жителям приходится платить по счетам, которые выставляют монополисты.
Причем малообеспеченные граждане, получающие адресные субсидии на оплату ЖКУ, будут участвовать в процессе наравне со всеми. На получение таких субсидий могут рассчитывать россияне, которые, по идее, должны тратить на оплату ЖКУ более 20% от ежемесячного дохода на каждого члена семьи. Напомним, что ранее эта планка была более высокой: 22% от среднедушевого дохода.
По расчетам Минэкономразвития, право на получение субсидии получат 22,5% российских семей. При этом платежи семей с низкими доходами могут снизиться на 10-15% за счет увеличения размера субсидий. Власти уверяют, что вместо сегодняшних 250 рублей нуждающиеся жители будут получать в 2-3 раза больше. Но эти деньги можно тратить исключительно на оплату квартиры: очередная порция денег будет начисляться только после того, как семья осуществит жилищно-коммунальный платеж за соответствующий период.
Танцуют все
Не стоит думать, что государство решило заняться благотворительностью. Послабления вызваны двумя причинами. Во-первых, даже сегодняшние расходы на оплату жилья (в среднем по России 40% от реальной стоимости услуг) многим россиянам не по карману. Приказ о переходе на 100-процентную оплату услуг населением не мог быть выполнен по объективным причинам и мог спровоцировать народное недовольство. Во-вторых, правительство решило реформировать отрасль с минимальными потерями для бюджета. На самом деле государство, отложив переход на оплату услуг по их полной стоимости, не собирается увеличивать бюджетные дотации на содержание ЖКХ. Скорее наоборот.
По данным Госстроя РФ, в 2000 году потребность жилищно-коммунального хозяйства в финансировании составила 300 млрд. рублей. Из них население оплачивало 39%, а бюджеты всех уровней - 41%. Дефицит средств составил 20% - примерно 60 млрд. рублей (примерно $ 2 млрд.).
До сегодняшнего дня эту дыру хотели залатать за счет денег населения, теперь часть ответственности ляжет на плечи предприятий ЖКХ. В Минэкономразвития считают, что без бюджетных поступлений предприятия будут вынуждены «ужаться» и сократить издержки на 15% - 20%. Только за счет этого потребность в финансировании этого сектора уменьшится на 60 млрд. рублей и составит 240 млрд. рублей. Кроме того, в условиях конкуренции коммунальщики будут вынуждены снизить расходы еще на 20%. Это еще 60 млрд. рублей экономии.
Разработчики новой концепции реформы ЖКХ не забыли и о платежеспособных гражданах. Здесь надо оговориться, что стратегия проведения реформы была изменена по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова. Который, как вы помните, предлагал переложить бремя платежей на состоятельных москвичей. В Минэкономразвития эту идею подхватили и решили, что семьи с высокими доходами вполне могут справиться с дополнительной нагрузкой в 40 млрд. рублей в год.
Правда, до сих пор непонятно, по каким критериям будут определять, кто у нас богатый, а кто бедный. Как признался начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Москвы Николай Павлов, за точку отсчета в столице будет принят ежемесячный доход в 10 тыс. руб. на каждого члена семьи. Если учесть, что в первом квартале текущего года прожиточный минимум в Москве составил 2060 рублей, то «богатым» будет считаться обладатель пяти «минимумов».
Вообще говорить о продвижении этих идей в глубинку пока преждевременно: московская модель явно не приживется в регионах с плохо развитой коммунальной инфраструктурой. К тому же жители могут реализовать предоставленную им свободу выбора обслуживающих организаций только в том случае, если есть из чего выбирать.
Есть еще одно серьезное неудобство, выдаваемое авторами концепции как благо. Представьте себе, что каждый житель дома должен будет самостоятельно договариваться с поставщиками света, тепла, воды, дворниками и лифтерами. А кто же будет обслуживать места общего пользования, ремонтировать крыши и фасады? В Москве эта проблема практически решена: товарищества собственников жилья (ТСЖ) существуют практически в каждой новостройке, они нанимают обслуживающую организацию и оплачивают услуги коммунальщиков из общего котла. Механизм контроля за целевым использованием взносов членов ТСЖ зафиксирован в городском законе о кондоминиумах. В регионах жилтоварищества популярностью пока не пользуются. Чтобы система домкомов заработала повсеместно, потребуется немало времени. Скорее всего, в переходный период от монополии ЖЭКов к конкуренции между частными обслуживающими организациями в нашей жизни мало что изменится. А там, глядишь, настанет час расплаты.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»