Святость депутатов вне подозрений?

Сегодня в «Белом доме» начнется очередное заседание думы Приморского края. Достаточно рутинное и обыденное в общем-то мероприятие обещает между тем весьма забавные наблюдения. Речь идет о предстоящем сегодня (во всяком случае так предварительно запланировано в повестке дня заседания) рассмотрении запроса прокурора Приморского края Валерия Василенко о лишении депутатской неприкосновенности и привлечении к уголовной и административной ответственности троих народных избранников - Александра Терентьева, Владимира Гильгенберга и Леонида Бельтюкова.

12 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1006 от 12 июль 2001

Сегодня в «Белом доме» начнется очередное заседание думы Приморского края. Достаточно рутинное и обыденное в общем-то мероприятие обещает между тем весьма забавные наблюдения. Речь идет о предстоящем сегодня (во всяком случае так предварительно запланировано в повестке дня заседания) рассмотрении запроса прокурора Приморского края Валерия Василенко о лишении депутатской неприкосновенности и привлечении к уголовной и административной ответственности троих народных избранников - Александра Терентьева, Владимира Гильгенберга и Леонида Бельтюкова.

Уголовное преследование маячит перед Александром Терентьевым.

В свою очередь, Бельтюкову и Гильгенбергу грозит административное преследование, напрямую связанное с их деятельностью во время недавних губернаторских выборов. И несмотря на меньшую, казалось бы, тяжесть обвинений (по сравнению с терентьевской “уголовкой”), судьба именно этих депутатов представляется наиболее любопытной.

Напомню в двух словах, что в ходе избирательной кампании, являясь редакторами газет (Бельтюков – “Приморья”, а Гильгенберг – “Далекой окраины”), они опубликовали ряд материалов, порочащих честь и достоинство Сергея Дарькина (читатель, очевидно, помнит, что будущего губернатора тогда обвиняли в мыслимых и немыслимых преступлениях, за исключением разве что шпионажа в пользу Гондураса), а также допустили ряд нарушений, прямо подпадающих под статью 40.8 Кодекса об административных правонарушениях, которая называется “Нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации”.

Интересно, что ответственность по этой статье предусмотрена в общем-то смешная – штраф от 10 до 50 минимальных размеров оплаты труда – действительно смешная сумма для людей, позволяющих себе (за собственный, очевидно, счет?) издавать газеты тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров. И дело здесь, конечно же, не в нескольких тысячах рублей возможного штрафа. Дело в принципе: прав или не прав, виноват или невиновен? Есть и еще один краеугольный и принципиальный вопрос: может ли вообще наш приморский депутат быть в чем-то виноватым или же он априори святее папы римского?

В этой связи напомню еще и о том, что до сих пор краевая дума никого из своих не сдавала.

Нынешняя ситуация, однако, носит, как мы подчеркнули выше, принципиальный характер. И вот почему. Не побоюсь утверждать, что газета “Владивосток” является самой читаемой в Приморье по той причине, что в нашем журналистском деле степень доверия к тебе читателей определяется одним-единственным критерием – количеством подписчиков, то есть людей, вполне добровольно пришедших на почту и заплативших свои кровные денежки за отнюдь не дешевую подписку. И по этому показателю нам пока что нет равных в крае. Тем не менее в ходе избирательной кампании мы, как и многие другие издания, подвергались довольно жесткому контролю со стороны правоохранительных органов, следящих, чтобы не было допущено никаких нарушений избирательного законодательства. В отношении главного редактора было возбуждено административное производство, но суд не нашел в нашей деятельности состава правонарушений. Конечно, мы испытывали определенное неудобство от такого контроля, однако воспринимали его с пониманием – закон есть закон.

Теперь выясняется, что стоит обзавестись депутатской “корочкой” и на закон можно наплевать! К слову, по деятельности г-на Бельтюкова нынешний прокурорский запрос является шестым по счету с начала избирательной кампании. Но, как видно, прокурор депутату не указ.

Завидую. Честное слово, завидую.

Ведь это значит, что ежели я вдруг предстоящей зимой стану депутатом краевой думы, то смогу придумать в своей газете…, ну, например, что Бельтюков расчленяет детские трупы, а Гильгенберг увлекается зоофилией. Шутка. А почему не пошутить, если безнаказанно?.. Почему не нарушить закон, если знаешь, что наказание может последовать для кого-то другого, но никак не для тебя?..

Полтора месяца назад на 6-й Всероссийской журналистской конференции в Санкт-Петербурге, в которой мне довелось участвовать, лучшие умы, представленные в нашей профессии, с тревогой размышляли о том, что в России наблюдается стремительное падение уровня доверия аудитории к СМИ, что на смену журналистике как таковой приходит черный пиар. Трудно не согласиться с этими словами – их стопроцентно подтверждает деятельность Бельтюкова и Гильгенберга.

Стоит отметить такой момент: прикрывая людей, занимающихся грязными политтехнологиями, депутатский корпус может попытаться защититься (как уже не раз защищался) тезисом о том, что федеральный законодатель установил в законе норму, определяющую неприкосновенность депутатов представительных органов власти субъектов федерации.

Лукавство! Потому что в том же законе записано, что норма эта - в отличие от многих других - не является обязательной и по решению этого самого представительного органа может быть отменена. Впрочем, может и не быть отменена. Последний вариант нашим избранникам нравится куда больше. Насчет соблюдения буквы и духа закона здесь все чисто. Как вот только быть с моралью и нравственностью? Хотя, простите, забыл: в этой области депутаты отнюдь не обязаны быть образцами…...

И тем не менее. Понимаю, что в отличие от народных избранников у меня – рядового избирателя – прав намного меньше. Требовать я не могу; могу только просить. Вот я и прошу провести по запросу прокурора Василенко именное голосование. Чтобы поименно знать, кто как проголосовал. Чтобы еще раз убедиться в принципиальности Игоря Крутых, искренности Юрия Рыбалкина, убежденности Сергея Соловьева, объективности Валентина Логненко, честности Юрия Серебрякова и прочих высоких качествах приморских слуг народа.

Автор: Андрей ОСТРОВСКИЙ, "Владивосток"