“Бархатный” путь

Пассажиров электропоездов железнодорожникам любить нет причины. Пассажирские перевозки убыточны – по итогам шести месяцев Владивостокское отделение ДВжд потеряло 60 миллионов рублей – много льготников и безбилетников. Но и нам их любить нет резона. В последнее время регулярно отменяют электрички. Что скрыто за объяснением: “Ведутся ремонтные работы”? Для людей, часами стоящих на перроне в ожидании электрички, вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” остаются без ответа.

11 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1005 от 11 июль 2001

Пассажиров электропоездов железнодорожникам любить нет причины. Пассажирские перевозки убыточны – по итогам шести месяцев Владивостокское отделение ДВжд потеряло 60 миллионов рублей – много льготников и безбилетников. Но и нам их любить нет резона. В последнее время регулярно отменяют электрички. Что скрыто за объяснением: “Ведутся ремонтные работы”? Для людей, часами стоящих на перроне в ожидании электрички, вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?” остаются без ответа.

Не всем же быть Ломоносовыми

- Уважаемые пассажиры, наш поезд будет стоять на станции неопределенное время, желающие могут выйти... - раздался из динамика голос машиниста после полуторачасового молчания.

- Ну все, сдала я экзамен, - воскликнула соседка-студентка, - пойду на трассу - машину до Владивостока ловить.

Пассажиров становится все меньше и меньше – сидеть дольше уже нет смысла. Наш электропоезд, вышедший со станции Кипарисово в полвосьмого утра, добрался до Угольной в одиннадцать и здесь окончательно застрял.

Выхожу вместе со всеми на солнцепек и по теплому асфальту молча бреду к автобусам, сжимая в руках так и не использованный билетик МПС. Хорошо, мои сегодняшние утренние дела можно отложить, а у кого-то сессия, работа, самолет улетает.

- Это что, я вчера домой ехала с Чуркина. Села в полдевятого, дома была в пять утра, - жалуется все та же студентка. - Так ничего и не выучила...

- С ночевкой в городе надо было оставаться.

- Кто же знал...

Как известно, Михайло Ломоносов до своего учебного заведения добрался пешком. Может, нашим вечно неунывающим студентам стоит последовать его примеру? Авось гению уподобятся.

Зона повышенной опасности

Вечером я опять попала на эту злополучную станцию. На Угольной электричка уперлась в тупик и выходить из него, видимо, не собиралась.

- А когда следующий электропоезд? – поинтересовалась я в кассе.

- Через полчаса.

Эти 30 минут на переполненной станции - отменили подряд две электрички - оказались вечностью, особенно когда они плавно перетекли в полтора часа.

В электричку меня попусту впихнули – сама бы я в тамбур не влезла. Оказавшись стиснутой со всех сторон (воистину, ничто так не сближает, как общественный транспорт), я долго завидовала мухе, примостившейся на потолке.

При царе жилось не лучше

“Все чаще и чаще раздаются жалобы пассажиров на порядки на нашей железной дороге. Особенно приходится их испытывать лицам, имеющим несчастие жить на дачах. Взять хотя бы то, что по воскресеньям нет дачного утреннего поезда из Владивостока, а он пускается по субботам и понедельникам, т.е. когда он совершенно не нужен. Меняются расписания поездов без достаточного оповещения публики. По праздничным дням вагонов мало, пассажиры набиты в них как сельди в бочке, а между тем билеты продаются без всяких ограничений, не считаясь с числом мест. Забывают господа железнодорожные заправилы, что дороги строятся для публики и ей должны служить, а не наоборот”.

Эту заметку редакция газеты “Дальний Восток” опубликовала 6 июня 1910 года.

Старшее поколение любит погрезить о былых временах, но что касается железнодорожного вопроса, видимо, лучших времен у него не было.

МПС не волк, но зайцев ест

- Так что же происходит сейчас с электричками? – спрашиваю я у начальника отдела перевозок Валерия Антонова.

- Капитальный ремонт пути от Угольной до Океанской. Сейчас путь закрыт для перегона поездов, поэтому движение производится только по одному вместо двух путей.

- Поэтому-то такие изменения в расписании?

- Конечно, приходится снимать часть электричек и товарных поездов.

- И надолго?

- Точно не могу пока сказать.

Ремонт на железной дороге связан с заменой старых деревянных шпал на новые железобетонные. Красота и комфорт, конечно, требуют жертв, но ведь не такой ценой.

- Это называется бесстыковой путь, - поясняет Антонов, - мы его еще называем “бархатный”: вагон не трясется, колеса не стучат, чувствовали, наверное?

- Да, приятные ощущения...

- А вообще вы не волнуйтесь, скоро обстановка с электропоездами стабилизируется.

- В какую сторону?

- Ходить будут регулярно и без опозданий. Правда, из экономической целесообразности пять пригородных поездов мы совсем уберем.

- Какие именно?

- Сразу трудно сказать. Но точно не в часы пик.

На столе у Антонова лежит длинный список, похожий на пятирублевое расписание электричек. Отдельной колонкой стоят цифры: 120, 90, 80, 110.

- Что это?

- Графа населенности состава. Вот, например, на тихоокеанском поезде она 120 процентов.

- То есть 20 процентов пассажиров едут стоя?

- Да.

- Соответственно вы уберете электропоезда с наименьшей населенностью?

- Именно. Например, электричка на Артем идет за 18 минут до Партизанской. Направление – одно и то же, а населенность на артемовской маленькая. Ее мы точно уберем.

Партизанскую электричку народ всегда берет с боем. Уже на Первой Речке все сидячие места заняты. Хорошо же придется артемовским гражданам...

- Количество вагонов не изменится?

- Нет.

- А цена билета?

- Пока нет. Но все может быть. Зайцев сейчас много развелось – платить не хотят, а убытков много.

Война с зайцами велась всегда: ходили контролеры, в последнее время с молодцами в камуфляже, гоняли народ из вагона в вагон. В основном бегает молодежь – 17 рублей от Надеждинской до Владивостока – расход по карману не каждому.

- Конечно, два контролера-ревизора на электричку – мало. Они-то и до конца едва успевают дойти. В прошлом году мы организовывали рейды, ставили контролеров в каждый вагон. Планка сбора за билеты подскакивала в полтора раза.

- Наверное, и в этом году такие рейды планируете?

- Безусловно. Зайцы – это люди, у которых совести нет.

- А мне кажется, денег.

- Нет, совести. Людей нужно воспитывать.

- Станцию Спутник вы ремонтировать будете? С апреля аварийная стоит. Говорят, люди уже руки-ноги ломали.

- Будем.

- Когда?

- Трудно сказать. Где-то к концу года.

Летайте самолетами...

В скором времени Владивосток может снова стать закрытым городом. Теперь уже не для иностранцев, а для людей из пригорода. Электричка – почти единственный способ связи с цивилизацией: работой, учебой, театром, музеем и спортивной секцией.

В последнее время и городские садоводы-огородники за редким исключением перестают ездить на свои дачные участки. Подсчитайте, во сколько обходится семье из четырех человек поездка за город? Следует ли удивляться, почему даже сознательная интеллигенция перестает брать билеты, а контролеры попадаются все злее и злее. Современные зайцы тоже перестают глупо улыбаться, перебегая из вагона в вагон, – не успеешь, будешь стоять до следующей электрички часа три-четыре. Если она, конечно, вовремя придет.

Автор: Светлана СЕРГЕЕВА, специально для "В"