Настоящее граффити

Кто не хочет, чтобы его видели, и сам не намерен смотреть. Тот, кто хочет смотреть, уже видим.

6 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1003 от 6 июль 2001

Кто не хочет, чтобы его видели, и сам не намерен смотреть. Тот, кто хочет смотреть, уже видим.

Кобо Абэ, “Сожженная карта”

          Едва разделавшись с летней сессией, я уже начала поглядывать по сторонам в поисках чего-нибудь интересненького и по возможности не слишком заезженного. Чем меня привлекли граффити, уже не помню. Вроде как часть городского пейзажа они приелись своей однотипностью, однако если побродить по некоторым местам, можно обнаружить кое-что запоминающееся. Голову Че Гевары, к примеру.

          Поначалу я любовалась творениями граффитчиков от “большого хип-хопа”

          и другой прогрессивной молодежи-широкие штаны. Потом, когда эти непонятные, наползающие друг на друга буквы (как возле ДВГУ) стали во сне сниться, начала искать настоящей свободы. Свободы творчества. Сходила на “экскурсию”

          на ж.-д. вокзал, в туннели для поездов. Посоветовали потусоваться в районе Санаторной и Океанской. Потусовалась - граффити понравились. Стала искать авторов. Авторы нашлись довольно быстро, стоило мне только покрутиться среди знакомых в подземном переходе, сообщив предварительно цель:

          “Мне нужны парни, которые рисуют граффити”. Меня, как вы можете догадаться, поняли и отвели в гости к известному в неопределенных кругах человеку - Шухеру (можно просто Shu).

В студии Шу

          Парня, который меня привел в студию, звали Грин - человек из команды Шу. Он представил меня: “Вот она хочет о граффити писать!” Шу сказал: “Четко! Все расскажу, только подожди немного, я закончу” – он рисовал тату.

          “Главное для нас – свобода!” - провозгласил Шу и усадил меня на диван (много мягких автомобильных кресел), вручил для ознакомления пару газетных статей и кучу фотографий. Я, в свою очередь, чуть шею себе не свернула, изучая интерьер. Ленин в исполнении Шу выглядит веселее, чем на площади перед вокзалом.

          Пока Шу рисовал, а я сидела и придумывала умняковые вопросы, постоянно звонили люди, желающие сделать тату, и договаривались о времени. Постепенно передислоцировалась с дивана на пол. Во-первых, так удобнее, а во-вторых, все присутствующие сразу обратили на меня внимание. Шу заверил меня, что уже скоро.

Разговор

          Итак, с татуировками покончили. Немного грязный пол студии стал мне как родной, народ ушел тусоваться в другую комнату, Шу закурил, и беседа началась.

          - Ну, рассказывай, с чего началось твое увлечение граффити.

          - Самую достоверную информацию о граффити я почерпнул в 92-м году в журнале “Юность”. Хороший был в свое время журнал. “Юность” за 88-й год. Статья была об истории граффити, стилях.

          История граффити в кратком переложении Шу

          Граффити впервые появились в Нью-Йорке после войны. В Штатах тогда понастроили уйму заводов, потом оборудование демонтировали. А гигантские ангары остались пустовать. Тогда же в Америке началось брожение - хиппи, битники, пацифисты, бродячие художники. Художники стали занимать пустующие ангары, разрисовывать их.

          - (Мне вспомнился ангар Pink Floyd.) Ага, значит, граффити это изначально не хип-хоп?

          - Да, граффити – это не хип-хоп-культура. Самое первое использование граффити произошло в 60-е годы. Черными - художник из движения “Черные пантеры” использовал граффити для написания лозунгов.

          В 70-80-е волна граффити выплескивается на улицы. Люди начинают расписывать подземки, “бомбят” станции, поезда (стиль “транспотинг”). Собираются команды художников-граффити. Попутно граффити заинтересовались байкеры и рок-н-ролльщики. Разрисовывали свои машины: мотоциклы и бьюики. Стиль “тюннинг” существует и по сей день.

          Все это вызвало бурную реакцию властей: в метро стали устанавливать видеокамеры, вагоны покрывались особым пластиковым покрытием, на которое не ложилась краска. В Швеции, к примеру, таким образом “испорчены” все поезда.

Стили - кроме уже описанных

          “Бомбинг” - небольшая надпись, как правило, практикуют новички.

          “Spreed you name” - “пускай о тебе узнают” - написание своего имени. Самый элементарный стиль.

          “Кэрк” - какое-то изображение плюс надпись.

          “Tag” (знак) - тагирование - используют команды, соревнуясь, кто больше “забомбит”.

          Все это так называемое поп-направление - черное граффити. Примитив. Почти весь Владивосток им разрисован. Люди берут баллоны и идут марать стены, а в голове пусто. Между тем граффити – это искусство. И как любое искусство, оно должно быть свободным. Мы не признаем никаких границ, не спрашиваем, где и как нам “бомбить”!

          - Представляю тебя, стоящего в мэрии в ожидании приема…

          - Этого никогда не будет.

          - А как насчет “граффити на заказ”?

          - Да, мы делали рекламу в стиле граффити парикмахерской, закусочной на Океанской, на Санаторной. Автосалон. В Европе и у нас, в Москве и Питере, – это обычное явление. Граффити проникло в дизайн. Расписывается все, включая офисы. Если граффити не пустые – это четко. От обычной рекламы люди устали, никто не обращает на нее внимания.

          - Ну ее эту рекламу, - я посмотрела на стены, где граффити перемежались с вырезками из журналов. В такой сумасшедшей комбинации, надписи “viva la vita!”. - Скажи лучше, какие фильмы на тебя повлияли как на художника граффити?

          - Фильмы? “Пуля” с Мики Рурком - классический пример граффити. Фильм является римейком на копполовских “Бойцовских рыбок”. Еще “Ворон” - первая и вторая части. Потенциал для рисования я почерпнул оттуда.

          Уходила я в полной уверенности, что: а) знаю о граффити почти все; б) скоро Владивосток станет городом качественного граффити; в) мне наконец-то приснятся настоящие шедевры.

          Напоследок один факт из истории: “граффити” - от итальянского “царапать”. То есть буквально - царапина на стене. Еще древние римляне пользовались этим видом стенных росписей, сообщая, за кого голосовать или, как в “Таис Афинской”, сколько они готовы заплатить.

Автор: Наталья УШАКОВА, специально для "В"