Не стой под стеной

Благодаря тому, что во Владивостоке преобладает гористый рельеф, подпорные стенки являются, пожалуй, одним из самых распространенных элементов городской архитектуры. Многие из них уже достигли почтенного возраста, однако до сих пор стоят надежно.

4 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1001 от 4 июль 2001
Благодаря тому, что во Владивостоке преобладает гористый рельеф, подпорные стенки являются, пожалуй, одним из самых распространенных элементов городской архитектуры. Многие из них уже достигли почтенного возраста, однако до сих пор стоят надежно. 
Но есть и сравнительно молодые стенки, которые возводились в эпоху массового жилищного строительства - 15-20 лет назад – и изначально не соответствовали стандартам. Основное нарушение при строительстве сооружений данного типа, как рассказал Андрей Макухин, помощник заместителя главы администрации Владивостока по строительству, отсутствие дренажа. Ведь нагрузка от дождевых и грунтовых вод на стены очень велика, и если их не отводить, то подпорки под постоянным напором начинают просто заваливаться. Так произошло, например, с подпорной стеной по улице Ватутина, 18. Стенка, которая возводилась там 15 лет назад, под напором грунтовых вод практически сразу начала угрожающе крениться на дорогу и тротуар, проходящие как раз под ней.
Начиная с прошлого года администрация Владивостока приступила к капитальному ремонту подобных аварийных сооружений. Тогда были восстановлены подпорные стены на улицах 50 лет ВЛКСМ, Гульбиновича, Сабанеева. В скором времени планируется сдача новой подпорной стены и на Ватутина.
Следующий адрес, где уже в ближайшее время могут начаться работы по капитальному ремонту подпорных сооружений, - ул. Адмирала Кузнецова, 74. Здесь должен быть заменен опасно накренившийся 50-метровый участок бетонной стены. Плюс к этому полностью придется восстанавливать стены рядом со школой № 1 и на Уборевича, 10, сейчас разрабатывается пакет документов.
Все работы по ремонту подпорок, как это ни прискорбно, ведутся в аварийном порядке. А все потому, что в городской бюджет не забита строка на подобные расходы. К тому же большая часть подпорных стенок не принадлежит непосредственно городу, как, например, та, которая обвалилась рядом с “серой лошадью”. Там распоряжается железная дорога. 
Не только “свежие” стенки нуждаются в ремонте. В центре города, на том же Партизанском проспекте, в старом фонде практически везде пришли в негодность когда-то прочные каменные подпорные стенки.