Тур с водкой и ухой

Немногие из ветеранов госинспекции могут похвастать 30 годами работы “на линии”. Таких единицы. Один из них - майор милиции Василий Остапчук.

3 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1000 от 3 июль 2001

Немногие из ветеранов госинспекции могут похвастать 30 годами работы “на линии”. Таких единицы. Один из них - майор милиции Василий Остапчук.

Милицейский путь простого сельского паренька с Украины начался в 1964 году. После службы в армии Василий Кузьмич недолго думая остался во Владивостоке и в том же году был принят на должность инспектора-регулировщика ОРУДа - отдела регулировки уличного движения, прототипа ГАИ, а ныне ГИБДД. По признанию Василия Кузьмича, служба инспекторов ДПС того времени и сегодня различается как небо и земля, и не только по причине многократно увеличившегося автомобильного парка. Все дело в людях, их воспитании и психологии. Даже криминальные элементы того времени были, что называется, с понятиями. Особенно это касалось угонщиков автомототранспорта. Порой для борьбы с ними или с лихачами, особенно мотоциклистами, хватало простого веника, смоченного в глинистой воде. Это “ноу-хау” Василия Кузьмича навсегда войдет в историю дорожно-патрульной службы Приморья. Для задержания водителя, не уважающего закон и инспектора, хватало одного удара веником для восстановления на дороге статус-кво.

          С милицейским “взрослением” усложнялись задачи и повышалась ответственность. После нескольких лет работы инспектором-регулировщиком Василий Кузьмич был переведен на КП-19, где за пять лет службы самолично задержал и обезвредил десять угонщиков. По тем временам цифра весьма внушительная, поскольку угоны и кражи автотранспорта были явлением довольно редким. Но истинные профессиональные качества инспектора Василия Остапчука раскрылись в середине 70-х. Так получилось, что техническое перевооружение ГАИ (в 1974 году ГАИ получила первые патрульные “Жигули”) совпало с рядом очень важных визитов. Один из них - приезд во Владивосток советской и американской делегаций во главе с Л. И. Брежневым и американским президентом Дж. Фордом. Почетное право сопровождать высоких гостей было поручено Василию Кузьмичу. Дальше были встречи министра обороны маршала Д. Ф. Устинова, главкома ВМФ, адмирала флота С. Г. Горшкова, но самым незабываемым за всю службу для ветерана стал международный симпозиум ученых Азиатско-Тихоокеанского региона, проходивший в 1983 году в Находке. Одно только имя знаменитого норвежского путешественника Тура Хейердала говорило само за себя. Именно Василий Остапчук, сотрудник ГАИ УВД Приморского края, решил неразрешимую для многих задачу познакомиться с капитаном “Тигриса” в неформальной обстановке. При всеобщем внимании к знаменитости и его перманентной недоступности через переводчика удалось Хейердалу предложить экскурсию по городу с последующим отдыхом вдали от мирской суеты. На удивление, тот не без удовольствия согласился. Несмотря на нордическую внешность, друг Юрия Сенкевича оказался приятным и общительным человеком, с почти русским вкусом и аппетитом, доказательством чего служило употребление ухи и русской водки.

          Немного позднее, в 1986 году, когда в ГАИ был организован взвод сопровождения, вопрос о командире даже не обсуждался. Если кто и должен был им командовать, так это только Василий Кузьмич Остапчук. Через его заботливые руки и систему воспитания прошла чуть ли не половина всего нынешнего командного состава краевой и городской ГИБДД.

          Выйдя в отставку в 1995 году, Кузьмич, как его ласково называют бывшие сослуживцы и ученики, сохраняет бодрость духа и совсем не напоминает пенсионера, а скорее мудрого наставника, чьи советы и опыт во многом помогают молодым инспекторам в сегодняшней нелегкой службе.