Трудная судьба новинок

​Михаил Качалкин, кандидат сельскохозяйственных наук, селекционер (г. Тула), известен многим нашим садоводам по работе с колонновидными яблонями. На конференции ассоциации производителей посадочного материала в Москве Михаил Витальевич сделал доклад о трудной судьбе новинок. Его анализ касался, понятно, ситуации в средней полосе России, но были отмечены те же тенденции, о которых пишет в публикуемой сегодня дискуссионной статье Борис Федорович Борисов:

22 янв. 2016 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №60 от 22 янв. 2016

– Итак, что такое новинка? На наш взгляд, это относительно новый сорт, который в чем-то превосходит старые сорта, сравнительно недавно растет на участках у садоводов-любителей и показывает хорошие результаты. Существуют не только сорта-новинки, но и виды, которые прежде были мало распространены у нас, например голубика и ежевика.

Необходимо признать, что сейчас спрос на плодовые и ягодные культуры во многом определяется именно новинками. Особенно это касается ягодных культур. В отношении плодовых спрос консервативнее и более всего по яблоне. Потребитель продолжает искать Антоновку и другие сорта, которые многие помнят еще с детства. Они действительно хорошо выживают и относительно надежно плодоносят. Но этим сортам уже более 200 лет, и они имеют массу недостатков: позднее вступление в плодоношение, низкие вкусовые качества плодов, восприимчивость к парше и т. д.

Вот, наверное, самый красноречивый пример – с новыми иммунными сортами яблони. Они не болеют паршой. Парша – это грибковое заболевание листьев и плодов, которое приводит к значительным потерям урожая и ухудшает внешний вид плодов. В сравнении с традиционными сортами иммунные обеспечивают, по крайней мере, двух-, а то и трех- кратное увеличение урожая, при этом значительно уменьшается периодичность плодоношения. Уже более 10 лет эти сорта испытываются во всех областях от Беларуси до Южного Урала и показывают значительные преимущества перед традиционными. Специалисты понимают: будущее за этими сортами. Но потребитель по-прежнему выбирает старое.

Таким образом, хотя и создано много сортов плодовых и ягодных культур, но садоводы с опаской покупают новинки.