Критическая оценка привычных подходов к земледелию

​Активное обсуждение вызвала статья, опубликованная в февральском номере нашего журнала, которая называлась «Готовим почву для рассады». Рекламируя торфогуминовые удобрения и свои технологии, специалисты алтайской компании «БИО-БАН» раскритиковали принятую повсеместно практику подготовки почвы для посадки рассады, когда ее проливают кипятком, пропаривают и прожаривают, обрабатывают раствором марганцовокислого калия.

1 апр. 2015 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №56 от 1 апр. 2015

Были приведены такие аргументы: «При температуре выше 45 градусов погибают полезные бактерии и активно развивается гнилостная микрофлора, а при температуре выше 55 градусов происходит распад гуминовых кислот, которые являются основой гумуса, а значит, плодородия. К распаду гуминовых кислот и уничтожению полезной микрофлоры приводит также обработка почвы марганцовокислым калием. Дело в том, что он является консервантом и переводит питательные вещества, содержащиеся в почве, в недоступное для растений состояние. Это обедняет ее».

Наука подтвердила

После выхода статьи мы обратились к доктору сельскохозяйственных наук сотруднику отдела земледелия и агрохимии Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства Алексея Моисеенко и попросили его дать оценку таким высказываниям. Алексей Алексеевич подтвердил, что действительно прогревание почвы не на пользу гуминовым кислотам и, по сути дела, приводит к противоположному результату, нежели тот, на который мы рассчитывали. Ученый согласился и с тем, что не стоит использовать для обработки почвы марганцовокислый калий, чтобы своими руками не способствовать ухудшению ее плодородия.

Из собственной практики

Откликнулся на публикацию огородник-экспериментатор Леонид Порхунов из села Боец Кузнецов Партизанского района. Он посетовал, что рекомендации по ведению земледелия зачастую расходятся. Но поддержал описанный в статье подход. Сам Леонид Васильевич критически относится к тому, чтобы слепо копировать какие-то приемы лишь потому, что так делают все. В своем письме он написал:

«Лично я никогда не обрабатываю почву ни марганцовкой, ни медным купоросом, ни водой выше 25-30 градусов. Не пользуюсь и лунным посевным календарем. Больше доверяю термометрам для почвы и воздуха. Когда температура почвы в теплице стабильно держится 12 градусов, высеваю семена. Строго слежу за глубиной их посева. А в открытый грунт произвожу посадки во время цветения одуванчика, когда почва прогревается до 12 градусов.

Еще очень важным считаю правильно собрать семена тех же помидоров. Надо это делать строго из плодов биологической спелости. Семена из перезрелого помидора теряют до 50 и более процентов всхожести.

Никогда не замачиваю и ничем не обрабатываю семена перед посевом, сею сухие.

А для тех, кто панически боится применять минеральные удобрения, приведу пример с теми же томатами, которые являются фосфоролюбивой культурой. Агронорма (вынос растениями питательных веществ за сезон с 1 кв. м) составляет 58 г. Как восполнить потери, если не внесением удобрений?»

Обсуждение статьи из прошлого номера журнала продолжается.

«Неуд» навозу и компосту

Думаю, не меньше интереса вызовут высказывания специалистов той же компании об использовании традиционного меню для подкормки растений – навоза и компоста. Они настаивают на следующем: «Традиционно большинство из нас «облагораживают» почву на своем участке наво­зом, различными композициями компостов, минеральными удобрениями, торфом и прочими «гуманными» методами, не желая обращать внимание на то, что все эти «помощники» закисляют и засоряют почву, насыщают ее болезнетворной микро­флорой, а в итоге снижают качество продукции».

Чем больше навоза мы привозим на участок, тем больше заносим возбудителя опасной болезни растений – фузариозного увядания, но, к сожалению, не связываем эти вещи между собой.

Споры килы капустных культур тоже содержатся в навозе. Эта вредоносная болезнь поражает не только капустные растения, но и репу, редис, редьку, брюкву. Споры килы очень жизнеспособны – до 5-6 лет они остаются в почве.

Кроме того, в навозе могут содержаться:

– гормоны, антибиотики, минеральные добавки, которыми животных пичкают на фермах для повышения продуктивности;

– возбудители болезней, которые могут передаваться от больных животных к человеку.

По оценке консультантов «БИО-БАН», компост представляет собой продукт гниения и брожения мертвой клетчатки. А навоз, помимо миллиардов различных опасных микробов и семян сорняков, содержит токсичные для растения аммиачные соединения, а так­же огромное количество яиц гельминтов. Наукой доказано, что самоуничтоже­ние яиц гельминтов в природных условиях происходит в течение 7 лет, а болезнет­ворные микробы не только не уничтожаются, а при соответствующих условиях начинают интенсивно размножаться.

Кроме того, и навоз, и компост в результате гниения препятствуют доступу кислорода к корням растения, вызывая его увядание или гибель, а также способствуют развитию болезнет­ворной микрофлоры. И весь наш будущий урожай в результате такого титаничес­кого труда загублен на корню.

Не стоит забывать и о том, что именно навоз является источником заражения почвы, а потом и растений возбудителем тако­го заболевания, как фузариозное увядание. Проявляется эта болезнь наиболее ярко на двух культурах – огурцах и астрах. Они оказываются самыми восприимчивыми и погибают. Другие растения страдают тоже и снижают урожай­ность. Чем больше навоза мы привозим на участок, тем больше заносим возбудителя этой опасной болезни растений. Но, к сожалению, не связываем эти вещи между собой.

Кроме того, в навозе могут содержаться гормоны, антибиотики, минеральные добавки, ГМО, которыми животных пичкают на фермах для повышения продуктивности.

Всего этого можно избежать, если перейти на экологически безопасные тех­нологии.

P. S. Проконсультироваться по вопросам использования торфогуминовых удобрений можно у Тамары Сергеевны Колосницыной по тел. 8-924-731-58-48.