Непарадные цветники парадного Парижа

Отправляясь во Францию и готовясь к открытию для себя этой страны, каждый мечтает о чем-то своем. Мне хотелось воочию познакомиться наконец с классическим французским стилем ландшафтного дизайна, который называют регулярным и о котором было читано-перечитано в литературе. Франция – его родина и всегда считалась в этой сфере законодательницей моды.

1 дек. 2013 Электронная версия журнала "Сады и Огороды" №48 от 1 дек. 2013
Модный почерк в озеленении не отменил, а лишь дополнил классический французский стильНо, едва ступив на французскую землю, пришлось сделать вывод: в последнее время мода во многом явно изменилась. Что особенно удивило? Поясню на примере.Никакой причесанности и прилизанности Основные тенденции европейской садовой архитектуры долгие годы определяли два стиля – регулярный (французский) и пейзажный (или ландшафтный, английский). Регулярные парки являются неотъемлемой частью дворцово-парковых ансамблей, отличаются идеальной симметрией и пропорциями, правильными гармонично-геометрическими формами аллей, цветников, бассейнов. По контрасту с ними в пейзажных парках вы не почувствуете искусственности пейзажа, не найдете даже намека на рукотворное происхождение. Оно завуалировано имитирующими природные особенности ландшафта свободными и естественными линиями и формами.В справочниках по ландшафтному проектированию можно прочитать о том, что одним из лучших образцов французского стиля считается Версаль – загородная резиденция Людовика ХIV. Здесь все символизирует власть монарха над людьми и природой: парадные аллеи и цветники, ровно подстриженные газоны, геометрические кроны деревьев и кустарников, манящая вдаль перспектива прудов. И делается вывод: естественность в садах французского стиля отодвигается на второй план, основное в них – искусственный порядок.И вот мы любуемся парком Версаля, одетым в осенний наряд. Перед нами действительно предстали большие площади идеально подстриженных газонов, ожидания оправдала строгая геометрия боскетов – ровных зеленых изгородей из самшита, взгляд притягивали топиарные формы – сформированные в виде пирамид и шаров деревья, вдаль уходила водная гладь каналов, добавляла картине торжественности античная скульптура. Но вот цветники… Высаженные внутри боскетов, они никак не вписывались в характеристику регулярного стиля. Никакого ковра из плотно посаженных летников, как можно было бы ожидать. И вообще ни о какой симметричности, пропорциональности, выровненности под одну гребенку не могло быть и речи. Наоборот, по контрасту с другими элементами ландшафтной архитектуры посадки цветов напоминали естественную природу с произвольно разросшейся растительностью – несколько хаотичной, но в то же время такой милой благодаря отсутствию претензии на монументальность. Можно было бы сделать скидку на осень, на то, что при наступлении холодов увядание неизбежно и уже утрачен летний лоск. Однако даже по использованному цветочному ассортименту было видно, что октябрь тут ни при чем. Попробуй создай безукоризненно ровный ковер из клеомы, дельфиниума, табака, шалфея и других непослушных и отнюдь не парадных цветов. По нашему представлению, эти растения вообще не очень-то приемлемы для городских посадок. А тут Версаль, монарший парк… Скорее, цветники были спроектированы в другом – пейзажном (или ландшафтном) стиле, который диктует свой подбор растений и отличается приближенностью к естественной природе.Естественно, как на лоне дикой природы Это смешанный цветник, который считается одним из самых эффектных. Живописность миксбордеру придает сочетание растений с цветами и листьями различной формы, окраски и размера, отличающихся по срокам цветения и высоте. От высоты зависит место, где растение будет посажено: в центре, на дальнем плане или ближнем. Строго продуманный подбор ассортимента позволяет добиться цветения миксбордера в течение всего теплого сезона. Естественность ему придают произвольные очертания и мягкие линии.Родом пейзажный стиль из Англии и по сути своей является противоположностью регулярному. Именно английский почерк всегда отличался свободной пейзажной планировкой, призванной выявить красоту природного ландшафта. Описывая цветники в английском стиле, специалисты отмечают, что при подборе для них ассортимента предпочтение отдается местным видам, полевым и лесным многолетникам, декоративно-лиственным растениям, зачастую высокорослым и крупнолистным. На таких клумбах уместны хосты, папоротники, разнотравье, однолетники и многолетники со скромными цветочками. Оценивая оформление цветников в Париже и других соседних городах, где успели побывать в ходе поездки по Франции, мы сделали вывод, что пейзажный стиль в какой-то степени стал популярен и в этой стране, во всяком случае – в оформлении цветочных композиций. Парк Версаля – не исключение. Такой же романтичный подход мы увидели в других парках и скверах. Хотя ничего не было пущено на самотек. Присущая цветникам естественность – плод продуманной специалистами планировки и подбора ассортимента. Самый распространенный вид цветочно-декоративных посадок этого стиля – миксбордер. В него включаются не только цветы, но и кустарники, полукустарники, декоративно-лиственные и травянистые растения, злаки. Такие посадки считаются самыми сложными в создании и уходе, ведь у всех этих растений разные потребности, циклы развития. А поскольку растут они довольно плотно, то это осложняет прополку и другие уходные работы. Одна из модных тенденций французского ландшафтного проектирования при составлении цветочных композиций – использование злаковых культур. Без них немыслимы клумбы ни в зеленых зонах отдыха, ни просто на городских улицах, ни на территории частных владений. Мы поразились богатому ассортименту злаков, тому, насколько они разные по своим декоративным свойствам и как гармонично дополняют другие растения в композициях пейзажного стиля.Широко применяются растения с декоративными плодами. Красноплодные и желтоплодные рябины, усыпанные «бусинами» тисы, плодоносящие гранатовые деревья – чего только нет на улицах Парижа. Многие красивые растения довелось увидеть впервые. Очень понравились цветники в Люксембургском саду, высаженные в виде живописного орнамента к большому по площади газону и подбитые опять-таки идеально выстриженной зеленой лентой газона. Доминировал в них эффектный темнолистный декоративный злак. Или взять парк, прилегающий к третьему по посещаемости в Париже музею Родена, где под открытым небом находится часть работ знаменитого скульптора, в том числе известный всем нам Мыслитель. Здесь среди топиарных форм и боскетов высажены отнюдь «не причесанные» высокорослые розы, контрастируют с элементами регулярного стиля простые, почти деревенские цветы.И таких примеров можно было бы привести много. Даже контейнерное озеленение чаще всего выполнено по тем же законам – никакой тебе вылизанности и геометричности. В меньшей степени новые веяния коснулись широко распространенного во Франции цветочного оформления фасадов зданий. Но даже на окнах домов нет-нет да и увидишь вольные пейзажные «зарисовки». Вмешались современные тенденцииВернувшись домой и вникнув в теорию вопроса, я пришла к выводу, что нынешний французский стиль ландшафтного дизайна можно определить как современный. Сегодня он популярен в Европе и по описанию специалистов подразумевает использование, с одной стороны, геометрических форм (прямые дорожки и водные каналы, прямоугольные или квадратные водоемы и газоны), с другой – отсутствие симметрии в планировке, использование элементов других стилей, применение разнообразных декоративных материалов и контейнеров самой различной формы. В ассортиментном перечне преобладают вечнозеленые и хвойные растения, декоративнолистные и мелкоцветковые многолетники, травы и злаки. Традиционных цветников мало, чаще можно увидеть разноуровневые модули, стильные миксбордеры, имеющие сложную структуру и включающие многолетники, однолетники, деревья, кустарники и лианы. «Это нестандартно, и мне нравится, – поделилась своим мнением ландшафтный дизайнер Татьяна Коцарь, с которой мы вместе рассматривали сделанные во время поездки фотографии. – У меня было другое представление о французских цветниках, в том числе оформляемых внутри боскетов. Обычно здесь не каждое растение как таковое играет какую-то роль, а в массе своей они призваны заполнить пространство, залить его – будто краской определенного цвета. Но, оказывается, сейчас у парижских озеленителей иной подход. Смотрю, иногда сочетания цветов на грани фола. Но ведь красиво! Изучая колористику, я поняла: при сочетании цветов, по большому счету, не существует никаких ограничений. Главное, чтобы композиция радовала глаз и создавала хорошее настроение».Татьяна призналась: больше похоже на то, что фотографии сделаны в классическом английском саду. Представление о французском ландшафтном дизайне у нее тоже было несколько другим. Может быть, это дань моде? Или лишь временное веяние? Но как бы то ни было, Париж поразил своим новым обликом, современным подходом к оформлению цветников. Такого подбора растений и такого смелого их сочетания в других странах Европы видеть не приходилось. Рисует осень по стенеСоглашусь: в Париж невозможно не влюбиться. Особенно, если знакомство состоялось теплой комфортной осенью, щедро добавившей городу сочных красных и желтых красок. У нас создалось ощущение, что облетающие с деревьев крупные желтые листья специально не убирают с газонов в парках и скверах – пусть у парижан и туристов будет больше времени насладиться этой романтической картиной. Особо почитаемым национальным деревом, как рассказала наша экскурсовод Вероника, французы считают дуб. В Париже много дубовых аллей, под сенью которых приятно прогуляться. При этом растут вечнозеленые магнолии и многие другие живописные растения.Дополнительную нарядность Парижу придают цветы на фасадах домов. Чаще всего в контейнерах высажена яркая и довольно стойкая к агрессивной городской среде пеларгония плющелистная. В конце октября она еще никак не отреагировала на похолодание, была по-летнему свежей и яркой.Особый вклад в колоритный облик столицы Франции вносят вертикальные сады знаменитого во всем мире архитектора и изобретателя Патрика Бланка. Живые зеленые композиции без использования горшков и даже ампельных растений стали настоящей достопримечательностью Парижа наряду с Лувром, Эйфелевой башней и другими притягательными для туристов местами. Фитокомпозиции составлены в основном из тропических растений, способных укореняться на скалах почти без грунта. Самая богатая их коллекция украшает стены административного здания музея современного искусства Бранли. Диву даешься, как удалось создать это живое полотно из папоротников, мхов, травянистых растений и даже кустарников. Правы были наши экскурсоводы, когда рекомендовали взглянуть на эту красоту. Но вертикальные фитокомпозиции украшают в Париже и многие другие здания. Осенью, когда листья взбирающихся по стенам растений начинают полыхать ярким пламенем, невозможно не засмотреться, рискуя оставить без внимания какой-нибудь исторический или культурный объект. Именно на этом мы несколько раз ловили себя на Монмартре, гуляя по его узким улочкам. Осень не пожалела красок, чтобы сделать их еще более привлекательными. Атмосфера Монмартра цепляет за душу.Далеко не все то, что растет во Франции с ее гораздо более мягким и благоприятным климатом, чем у нас, будет расти в Приморье. С этим не поспоришь. Но ведь и у нас природа богатая, так стоит ли прибедняться? Что касается приемов ландшафтного дизайна, подходов к составлению цветочных композиций, использования вертикального озеленения, то у французов с их классической школой и пришедшими в последнее время новыми тенденциями не грех что-то подсмотреть и творчески осмыслить. Надежда БРАЖИНА

Автор: Надежда Бражина