За кулисами «Этюда»: как создается магия театра

Раиса Рабаева: «Я не устаю удивляться и восхищаться этими детьми»

17:11, 18 сентября 2025 Интервью
WhatsApp Image 2025-09-18 at 09.33.19.jpeg
Фото: предоставлены актерами театра

Образцовый театр «Этюд» работает во Дворце детского творчества Владивостока. Здесь занимаются школьники в возрасте от 7 до 17 лет. Это место, где дети находят себя, выражают внутренние тревоги и проживают на сцене каждый миг. Яркие и чувственные постановки коллективов собирают море оваций, зритель плачет, смеется и наслаждается жизнью вместе с актерами.

Подробнее о театре рассказала его художественный руководитель — Раиса Ивановна Рабаева, сообщает РИА VladNews.

— Театр «Этюд» носит звание «Заслуженный коллектив Приморского края» и является образцовым театром. Что для вас лично означает это признание, и как оно влияет на творческий процесс и педагогическую работу в коллективе?

— Ну, во-первых, это стимулирует, мы горды. Это итог нашей работы, стимул для наших зрителей. Мы будем показывать больше спектаклей, тем более мы уже со званием. И оценка, наверное, тоже играет главную роль.

— В этом году театру «Этюд» исполнится уже 40 лет. С какими основными вызовами сталкиваются детские и молодежные театры сегодня, и как «Этюду» удается сохранять мотивацию и творческую энергию в течение такого длительного времени?

— Самая главная проблема — где найти хорошую пьесу, чтобы дети могли реализовать ее на сцене. Это еще зависит от того, какого уровня пьеса, для каких детей. Они у нас максималисты. В нашем театре есть свой микроклимат, где мы друг друга понимаем. И я уже за все это время, поставив много спектаклей интересных и не очень интересных, пришла к мысли, что нужно больше давать инициативы детям. Пусть они ищут, говорят то, что им хочется сказать со сцены. А я должна им просто помочь. Это моя цель.

— Старшие ученики, выросшие в театре, сами предлагают идеи для постановок. Можете привести пример, как такая инициатива превратилась в полноценный спектакль?

— Однажды я взяла пьесу, и она была настолько интересная… Я читала ее детям, они слушали, смотрели. Мы начали пробовать, и у нас она не пошла. В течение пяти лет я не могла найти героя для этой пьесы. Такого, какого я вижу. Это было печально. Потом я поняла, что все-таки дети должны сами выбирать, а я должна их поддержать, направить и помочь. Тогда предложила им самим искать пьесы. И вот два года назад один молодой человек принес мне пьесу «Цветы сквозь камни». Жуткая пьеса, психологически страшная, но очень важная. Там показывают психологический центр, куда приходят дети и рассказывают о своих проблемах: сложные взаимоотношения с родителями, первая любовь, отношения в школе. Финал печальный. Я прочитала и сказала: «Это очень сложно, ребята. Зачем мы так будем мучить зрителей? Но если вам интересно, то давайте отработаем эту пьесу. Мы ее покажем родителям и больше не будем, потому что я люблю зрителя, я жалею вас, но не надо так больно, это тяжело. Театр – это все-таки праздник». Мы прочитали пьесу. Я говорю: «Давайте, берите роли, играйте их, я посмотрю, как вы живёте в пьесе». И они начали так работать, что в конце спектакля мы сидели со слезами на глазах.

— Спектакль «Друг мой, Колька!» принес вам победу на всероссийском конкурсе. Почему для участия был выбран именно этот спектакль? В чем, на ваш взгляд, заключается его сила и актуальность для современного зрителя, будь то детская или взрослая аудитория?

— «Друг мой, Колька!» мы поставили совершенно случайно. В позапрошлом году было 100-летие пионерии. Ко мне подходит наш методист и говорит: «Раиса Ивановна, помогите нам, у нас в праздник, может, как-то поможете, отразите это через театр?». Я согласилась и принесла ребятам пьесу «Друг мой, Колька!», которая была написана в 1959-м году. Они задавали очень много правильных вопросов: «Почему он такой хулиган и так кидает ботинки?», «Почему у него мама мало зарабатывает?», «Почему он герой?». И я им рассказала про эту эпоху, когда идет новое время. На спектакль пришло много зрителей, в пионерских галстуках. И в финале, когда зазвучала песня «Встань пораньше», они встали и запели вместе с нами. Атмосфера была, конечно, хорошая. Но спектакль — никуда. Я поняла, что я не то сделала. Пришла домой, прочитала повесть и поняла, в чем была моя ошибка. Позже пришла к ребятам и сказала, что пьесу нужно переделать. Затем нас пригласили на краевой фестиваль, где мы и представили ее. Она прошла четко, понятно, лаконично. И в итоге жюри вручило нам Гран-при и номинацию «Лучший актерский ансамбль». 

— Вы показали этот спектакль на набережной Спортивной гавани в День знаний. Насколько важен для вас такой формат открытых, публичных выступлений, а не только камерная работа на своей сцене? Что это дает артистам и зрителям?

— Дело в том, что это новый формат, работать с микрофонами тоже надо уметь. Но дети справились, важное зерно спектакля прозвучало. И, конечно, был День знаний, это тоже важно. Похвалила детей за проделанную работу, они молодцы.

— Как вы находите баланс между уважением к идеям учеников и собственным художественным видением?

— Актер — человек очень чувственный, который все воспринимает болезненно. И он приходит в театр не случайно, а с тем, что хочет выразить, но не знает, как. И театр ему в этом помогает. Заставлять насильно что-то играть нельзя. Для меня очень важно мнение ребят, я прислушиваюсь к ним и ценю их труд.

— Вы возглавляете театр 40 лет и являетесь его основателем. Как вам удается на протяжении такого долгого времени сохранять и приумножать ту самую «особую творческую атмосферу сотрудничества»?

— Самое главное — не нужно равнодушной быть мне, тогда и они не будут равнодушными. Также я должна быть взрослой, но и из детства уходить не стоит, чтобы не потерять связь с ними. Я пытаюсь вместе с ними проживать всё.

— 40 лет во главе театра — это огромный путь. Что лично для вас является самым ценным и самым сложным в том деле, которому вы посвятили всю жизнь?

— Я не устаю удивляться и восхищаться этими детьми. Вот приходят первогодки. Затем проходит два года, идет спектакль «Евгений Онегин», а обычные девчонки и мальчишки становятся Татьянами, Евгениями. И я наблюдаю за метаморфозой и восхищаюсь этим волшебством — как они меняются на глазах, как вырастают на сцене. А самое сложное — не навредить, не перехвалить. Поэтому я сейчас стараюсь держать эту грань, потому что переживаю за них.


Справочно:

Пьеса «Друг мой, Колька!»  была написана в 1959 году Александром Хмелик.
Основная тема: Конфликт между формализмом в пионерской организации и искренним стремлением детей к справедливости и живому делу.

Ученики во главе с Колькой Снегиревым создают «Тайное общество троечников» (ТОТР) с девизом: «Помогать обиженным и слабым, мстить зубрилам и выскочкам».

Премьера спектакля состоялась в 1959 году в Центральном детском театре (режиссер Анатолий Эфрос). Спектакль получил высокую оценку критиков за правдивость и художественную силу.

В 1961 году вышла одноименная экранизация (режиссеры А. Митта и А. Салтыков), ставшая лидером советского проката (23,8 млн зрителей за год).

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!