Российские автомобильные дилеры обратились в Минпромторг с жалобой на китайских производителей, утверждая, что их бизнес-модель ставит под угрозу существование местных продавцов. Генеральный директор компании «Рольф» Светлана Виноградова в интервью порталу Drom.ru заявила, что избыточное количество автомобилей, поступающих из Китая, может привести к краху дилерского бизнеса в России, сообщает РИА VladNews.
По словам Виноградовой, российские дилеры уже создали рабочую группу совместно с Минпромторгом, чтобы найти пути решения проблемы. Однако она отметила, что цели этой группы противоречат интересам китайских автопроизводителей, работающих на российском рынке.
Парадокс рынка: меньше продаж — больше прибыли
Виноградова обратила внимание на необычную ситуацию, сложившуюся на российском авторынке. По её словам, чтобы увеличить доходы, дилерам сейчас нужно продавать меньше автомобилей. В качестве примера она привела 2020 год, когда на фоне пандемии COVID-19 доходы дилеров достигли рекордных значений. Тогда «Рольф» продал меньше машин, но благодаря низким затратам, доступным кредитам и государственным субсидиям смог получить максимальную прибыль.
Сейчас ситуация изменилась: рынок переполнен автомобилями, что вынуждает дилеров брать дорогие кредиты для выполнения планов по закупкам. Чтобы вернуть вложенные средства, им приходится продавать машины даже себе в убыток. По оценкам Виноградовой, к 1 января 2025 года у дилеров накопится восьмимесячный запас автомобилей, что приведёт к отрицательной доходности для всех участников рынка.
Эксперты предупреждают о последствиях
Экс-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев поддержал позицию Виноградовой. Он считает, что переполнение складов автомобилями может привести к уходу с рынка некоторых китайских брендов и банкротству дилеров. При этом спрос на автомобили в России продолжает падать: в феврале 2024 года продажи упали на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ситуация усугубляется тем, что автопроизводители, включая АвтоВАЗ, не могут обеспечить дилеров самыми доступными моделями, такими как Lada Granta и Vesta, что дополнительно снижает интерес покупателей.
В сложившихся условиях российские дилеры надеются на поддержку государства и пересмотр стратегии взаимодействия с китайскими партнёрами, чтобы сохранить свои позиции на рынке.