Меньше, чем через два месяца наступит долгожданная летняя пора. Россияне гадают, каким в этом году будет сезон. Главный синоптик Приморья Борис Кубай в интервью радио VBC поделился своими увлекательными историями о климате Владивостока, раскрыв тайны прогнозирования, рассказал про свою страсть к метеорологии, отношении к народным приметам и окружающим мифам, а также дал предварительный прогноз на лето в этом году.
Борис Викторович, вы правда мечтали в детстве стать метеорологом?
– Нет, конечно. Это случайность! Слово «романтика» в мои годы было основополагающим, а дальше за этим словом получилось так, что я захотел стать геологом. Изучал варианты, куда поступить, но, когда я понял, что в химии не селен, и что я её никогда не сдам, я решил, что моя мечта здесь не осуществится.
И когда я, случайно, идя по городу, увидел название Гидрометеорологического института, и сразу же слово «романтика» перед глазами всплыло. Всё совпало!
Сколько лет вы работаете в «Примгидромете»?
– С 1993 года – 30 лет.
В народные приметы по погоде верите?
– Нет, конечно.
А как же «коленки болят», значит что-то принесёт?
– Это не народная примета, это они болят!
Но народные приметы не на пустом месте родились, они имеют под собой какую-то почву? Или это зависит от региона, от характера течений?
– Да, конечно. Если летописец жил в Рязани и писал, и больше никто не писал. А он по рязанскому климату описывал, что в России комары ведут себя «вот так», а мухи ... то будет «то-то». И дальше это распространять на всю страну нереально.
Тогда конкретно про Владивосток: «Если красно по утру, моряку не по нутру. Если красно вечером, то бояться нечего»?
– Дело в том, что моряки, штурманы особенно, они очень хорошо «владеют»: читают карты погоды, метеорологические знания у них присутствуют. Они знают, что такое циклоны, тёплый и холодный фронты. И если, допустим, к нам собирается заглянуть тёплый фронт, так называемые «предвестники», то за сутки облака ведут себя «вот так». И это пенистые облака или когтевидные. И по тенденции, либо они развиваются, либо они сгущаются, переходят в слоистые. Можно с достаточной степенью вероятности себе сказать, что надо убегать с этого острова.
А у прибрежных моряков свои карты или они основываются на ваших прогнозах?
– Каждый должен заниматься своим делом. Мы составляем прогнозы, передаём им. Они используют их, производят метеорологические наблюдения, что у них над головой. Смотрят, какое давление, температура, высота волны и передают в сеть. Мы эту информацию видим и используем для них в том числе, что будет ещё лучше или ещё хуже. Через столько дней рекомендуем им по такому маршруту идти. Например, мы сопровождаем из Владивостока в Турцию – Стамбул серьёзный «караван». Наша задача провести безопасно, рекомендовать переждать, отвернуть, пойти прямо, прибавить скорость или наоборот.
За ваше время работы в Примгидродмете, это уже более 30 лет, насколько изменился климат Владивостока при море?
– Он не стал теплее и равномернее.
Как вы относитесь к народному синоптику Руслану Юрковскому и его прогнозам?
– Я ко всем народным синоптикам отношусь спокойно. Пусть занимаются.
Где же могучее Эль-Ниньо видят синоптики? Примерно с середины июля Ла-Нинья начнёт силу набирать?
– Да, мы внимательно следим за Эль-Ниньо и за информацией, которая в научной среде достаточно распространённая. Многие учёные утверждают, что Эль-Ниньо в этом году будет продолжать усиливаться. Прошлым летом был феномен, не только мы испытали его на себе: соседний Китай, Южная Корея, Северная Корея. Начиная с марта, в прошлом году наблюдался активный вынос тропического воздуха с юга на север, в умеренные широты сначала юго-восточные территории Китая, затем Приморский край, Хабаровский край. Этот тропический воздух никуда не девался, он концентрировался. И как только маломальский атмосферный захудалый фронт проходит, происходит взрыв – столкновение холодного и тёплого тропического воздуха, и вместо 2 мм выпадает 200 мм осадков.
В этом году уже март закончился, апрель начался. Мы внимательно следим что же происходит в субтропической и тропической зонах. Действительно, пока не начался прошлогодний процесс, который уже как месяц должен начаться – вынос тропического воздуха. Дальше изотерма в тихом океане в экваториальной зоне в прошлом году поднималась выше 25 градусов к этому моменту к Корейскому проливу. В этому году она ещё и до Тайваня не дошла. Поэтому мы сделали для себя вывод: Эль-Ниньо теряет силу. Сейчас мы не хотим утверждать, что это явление полностью исчезает, будем следить внимательно. Лето у нас будет другое.
Давайте поговорим про ледяной дождь, который с содроганием вспоминают приморцы. Такое природное явление для нашего края теперь постоянно?
– Нет, конечно. Это не должно быть постоянно, это не должно быть ежегодно.
В долгосрочной перспективе сколько примерно тайфунов прогнозирует Примгидромет на грядущее лето?
– Мы обслуживаем регион, который охватывает Тихий океан, мы водим корабли до Стамбула, до Мурманска через Африку. Абсолютно каждый тайфун, а их рождается 20-25 в один сезон, в другой 15-20 или 4-5, заверяю, будет в нашем поле зрения от момента: «он ещё не зародился», только предположение, что будет зарождаться и до его «умирания». Я бы хотел, чтобы ни одного тайфуна к нам не пришло. И может быть так и будет.