Приморцам рассказали про необходимость ранней помощи детям с ОВЗ

Как ранее медицинское вмешательство помогает детям с нарушениями развития – в материале РИА VladNews

12:31, 27 февраля 2024 Общество
191d24a2-084b-4ae4-9045-83351dd49a29.jpg
Фото: РИА VladNews

Представители разных ведомств обсудили перспективы развития ранней помощи для детей раннего возраста с ограничениями жизнедеятельности в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе в Приморье. На межрегиональной конференции побывал и корреспондент РИА VladNews. Специалисты рассказали, что такое в современном понимании ранняя помощь детям и их семьям, об ее основных задачах, принципах и влиянии на маленьких пациентов.

Итак, прежде всего, давайте раскроем вышеуказанное понятие. Ранняя помощь – это помощь детям до 3-х лет с ограниченными возможностями здоровья, которым специалисты помогают в этом мире жить, развиваться, учиться быть с другими детьми. Она включает в себя и комплекс мероприятий, и комплекс услуг, направленные на содействие физическому и психическому развитию детей.

Генеральный директор Санкт-Петербургского института раннего вмешательства Лариса Самарина рассказала, как ранняя помощь помогает детям с нарушениями развития. Без нее ребенок с синдромом Дауна может так и не научиться речи, остаться с глубокой задержкой развития, поздно начнет ходить. Но с ранней помощью ребенок общается, успешно развивается, у него есть досуг: спорт, музыка, театр. Он максимально самостоятельный, является членом сообщества.

С церебральным параличом без ранней помощи ребенок чаще всего с трудом передвигается, не владеет речью, может отставать в интеллектуальном развитии. А с ранней помощью он использует техническое средство реабилитации, за счет чего независим в своей мобильности, сам выбирает куда поехать, в каком направлении, с какой скоростью, общается с людьми на одном уровне, а не из положения лежа или сидя на полу, учится и развивается.

Дети с аутизмом без медицинского вмешательства часто не говорят, имеют серьезные трудности в социальном взаимодействии, со временем у них появляется много нежелательного поведения. Тем временем ученые выяснили, что благодаря ранней помощи 95% детей используют речь. После интенсивной ранней помощи 90% из них учатся в школе, многие из них успешны в социальном взаимодействии, хорошо понимают себя и свои особенности, хорошо понимают мир других людей.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития без ранней помощи – это часто лежачий человек в будущем, человек, который также не умеет общаться, чаще всего не развивается. А вот получив альтернативные средства коммуникации, может понимать и объяснять свои потребности, участвует в жизни семьи, мобилен из-за вспомогательных технических средств.

Таким образом, ранняя помощь направлена:

- На улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;

- На то, чтобы повысить качество взаимодействия ребенка с родителями;

- На улучшение развития ребенка по всем областям;

- На поддержку семьи и повышении ее компетентности;

- На организацию самостоятельности и независимости ре6енка от помощи других и способность ребенка развиваться и поддерживать социальные отношения.

«Никуда мы не можем деться от того, что ребенок растет, и он так или иначе становится взрослым человеком. И, соответственно, какого взрослого мы хотим видеть перед собой? Вовлеченного в собственную жизнь? Человека, который максимально справляется со своей жизнью, человека, у которого есть друзья? Или мы хотим видеть человека, который пассивен, ждет, когда ему что-то предложат, который будет подчиняться привычному распорядку, постоянно нуждаться в помощи даже в самых маленьких делах и не умеет дружить? Нет, мы хотим активного, вовлеченного, максимального самостоятельного и независимого человека, являющегося членом нашего общества. Тогда мы должны с вами понимать, что современная ранняя помощь – это ранняя помощь, ведь именно с рождения до 3 лет наиболее пластичен мозг, формируется архитектура мозга, закладываются все базовые способности. Ранний возраст – это сензитивный возраст, когда ребенок впитывает все из окружающей среды, что ему необходимо», – отметила Лариса Самарина.

Важно понимать, что ребенок учится постоянно и непрерывно. Он учится, наблюдая за другими людьми, учится в игре, учится, выполняя повседневные дела. Поэтому необходимо поддерживать эти жизненные ситуации, как обучающие.

Коррекционные развивающие занятия направлены на примерное развитие у ребенка мышления, памяти, внимания. Но они проходят разово и не учат ребенка самостоятельности, социальным отношениям в повседневной жизни. В то время как развитие ребенка в естественных жизненных ситуациях несет массу возможностей. Ведь ему нужно понимать причинно-следственные связи своих действий, ему нужно запомнить последовательность событий. Ему нужно быть внимательным, чтобы не пропускать какие-то этапы, при этом у него развивается речь, моторика, чувство контроля над тем, что он выполняет. Поэтому ребенка нужно развивать не на коррекционных занятиях, а в естественных жизненных ситуациях. Встречи семьи со специалистами могут проходить два раза в неделю, но эти встречи направлены на то, чтобы родители могли в естественных жизненных ситуациях создать такие условия, когда ребенок обучается важным для него навыкам, становясь при этом самостоятельным и независимым. Три основные повседневные жизненные ситуации, которые важны для детей раннего возраста: социальное взаимодействие, коммуникация и игра. После полутора лет уже добавляются сверстники, а именно адаптация, интеграция общества.

Кто должен оказывать раннюю помощь?

Для данных мер необходим отдельный специалист, который имеет комплексные знания и работает на основе профессионального стандарта. Приобрести новые компетенции людям позволят переподготовка или дополнительное образование.

Директор методического и методологического федерального центра по ранней помощи и сопровождению Виктория Лорер рассказала про лежащие в основе ранней помощи детям и семьям принципы.

1. Семейно-центрированность – ранняя помощь направлена на оказание психологической, педагогической, социальной поддержки семье, чтобы помочь родителям понимать потребности ребенка.

2. Командная работа – услуги предоставляются междисциплинарной командой специалистов из разных областей знаний о ребенке и семье.

3. Функциональная направленность – услуги направлены на формирование компетенций ребенка в повседневных естественных для ребенка жизненных ситуациях.

4. Развитие ребенка в системе отношений «ребенок-близкий взрослый».

Общие задачи, которые стоят перед субъектом РФ по развитию ранней помощи:

- Обеспечение межведомственного информационного взаимодействия между системами здравоохранения, социальной защиты и образования;

- Создание и развитие реестра детей и их семей, нуждающихся в ранней помощи;

- Развитие структурных подразделений ранней помощи;

- Развитие и создание Региональных ресурсно-методических центров ранней помощи;

- Организация на уровне субъекта РФ мониторинга системы ранней помощи детям и их семьям, включая мониторинг качества услуг;

- Подготовка кадров;

- Научно-методическое обеспечение ранней помощи детям и их семьям.

«Нередко у родителей критерий счастья – это хождение, говорение ребенка при ограниченных возможностях, но это не так. Критерий счастья – это возможность обустраивать социальные контакты. Когда ребенок рождается с какими-либо нарушениями, к сожалению, именно эта возможность становится ограничена. Из-за отношения родителей к ребенку, как к неумелому, неспособному, которому постоянно требуется дополнительная помощь, за которого нужно постоянно переживать – у него формируется определенное беспомощное состояние. Ребенок должен сам научиться выражать свою просьбу. Потому, что, если мы будем додумывать за него – это будет не очень счастливый человек. Нам нужно подбирать средства и способы, создавать условия, чтобы помочь ребенку быть самостоятельным», – резюмировала клинический психолог Евгения Ермолаева.

Напомним, в декабре 2023 года был принят Федеральный закон N 651-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом уточнены полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам комплексного предоставления услуг по реабилитации, а также полномочия органов исполнительной власти по организации предоставления услуг ранней помощи. Основные изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года.

Приморский край не отстает от регионов, где оказание ранней помощи детям и семьям получает развитие. В 2023 году службу ранней помощи для семей с детьми-инвалидами открыли на базе Лесозаводского социально-реабилитационного центра «Жемчужинка». Это третье подобное учреждение в Приморье. Еще два действуют во Владивостоке и Арсеньеве. Всего для помощи семье и детям в Приморье работают 10 социально-реабилитационных центров.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!