Сотрудничество Приморья и Вьетнама: перспективы и сложности

В первом инвестиционно-промышленном форуме Приморского края приняла участие делегация из Вьетнама

11:43, 24 декабря 2023 Общество
zo0berq6gazlm9sfdtr5e4j3zsu0rgy0.jpg
Фото: правительство Приморского края

В 2024 году исполнится 30 лет со дня подписания базового Договора об основах дружественных отношений между Россией и Вьетнамом. Отношения, в том числе торговые, инвестиционные, туристические и даже культурные в большей степени поддерживает и развивает Дальний Восток. Участие делегаций из Вьетнама на первом инвестиционно-промышленном форуме Приморского края, который прошел во Владивостоке, очередной раз это доказало, сообщает РИА VladNews.

Инвестиции в Дальний Восток

В настоящее время Вьетнам активно привлекает прямые инвестиции, это стало возможным благодаря стратегии сотрудничества с иностранными инвестициями на период 2021- 2030 годы и план действий по реализации стратегии, которые подготовило правительство государства.

Так за последние десятилетие Вьетнам привлек транснациональные корпорации в таких областях как электроника, обувь и одежда. Многие компании создают для своих сотрудников благоприятные условия, предоставляя им питание и проживание.

За 11 месяцев 2023 года рост прямых иностранных инвестиций в экономику Вьетнама составил 14,8%. Вновь зарегистрированный инвестиционный капитал превысил 16,4 млрд долларов, увеличение капитала в уже реализуемых проектах составило 6,4 млрд долларов и еще 5,97 млрд долларов инвесторы потратили на покупку акций и долей действующих вьетнамских компаний и предприятий.

Такие результаты были достигнуты благодаря стабильной и инвестиционной среде, политической базе и высокому потенциалу экономического роста, обновлению стратегического партнерства со многими странами. Самым популярным направлением в сотрудничестве между Россией и Вьетнамом является торговля и инвестиции.

«Вьетнам всегда создает все благоприятные инвестиционные условия и установил правовой коридор для иностранных предприятия, в том числе российских», - отметил вице-премьер Вьетнама Чанг Хонг Ха.

Одним из главных международных и надежных партнеров Вьетнама остается Россия.

«Первоочередной задачей Российской Федерации является развитие открытой экономики, поддержка свободного предпринимательства. Российские предприятия работают с партнерами на основе соблюдения договорных обязательств, честности и открытости в работе», - подчеркнул зампредседатель правительство РФ Дмитрий Чернышенко.

Так, на март 2023 год Россия реализовала 171 действующий проект с общим составным капиталом более 970 млн долларов и заняла 28-е место из 143 стран и территорий, инвестирующих во Вьетнам. Больше всего было инвестировано в горнодобывающую отрасль – 431,2 млн долларов, сферу услуг – 203,7 млн долларов, перерабатывающую и обрабатывающую промышленность – 131,2 млн долларов.

В свою очередь Вьетнам реализовывает в России 17 инвестиционных проектов, капитал которых составляет 1,63 млрд долларов. По объему капиталовложения Россия занимает четвертое место из 78 стран и территорий, в которые инвестирует Вьетнам.

«Вьетнам имеет потребность в привлечении инвестиций во вспомогательные отрасли, отрасли фундаментального характера, такие как механика, переработка и производство, новые материалы, металлургия и химия. Между тем Россия является развитопромышленной страной, обладает мощностью в научно-технологических исследованиях, богатыми природными ресурсами», - отметил заместитель министра промышленности и торговли Вьетнама Данг Хоанг Ан.

Во время инвестиционно-промышленного форума Приморского края проректор ДВФУ, директор Восточного института Евгений Власов отметил, что сотрудничество России и Вьетнама в энергетическом секторе является краеугольным камнем.

«Совместное предприятие «Вьетсовпетро» является лидером рынка, на его долю приходится более трети от общего объема добываемой во Вьетнаме нефти и около 15 % природного газа.  Совместные усилия воплотились и в совместном предприятии с ПАО «Газпром» и корпорацией Petrovietnam – PVGazprom Natural Gas for Vehicles. Это предприятие направлено на продвижение природного газа в качестве моторного топлива и содействие развитию необходимой инфраструктуры», - отметил Власов.

Среди перспектив сотрудничества Вьетнама и России – локализация сборки иностранных автомобилей. Так с 2016 года российские производители пользуются таможенными льготами для создания масштабных сборочных производств во Вьетнаме. Среди достижений «Группы ГАЗ» - создание сети по продаже и обслуживанию общественного транспорта. Также совместное предприятие «ГАЗ-Танхант» импортирует готовые автомобили и готовится к запуску сборочного производства в Дананге.

Таким образом, можно сделать вывод, что Дальний Восток – регион с богатым потенциалом для развития российско-вьетнамских связей.

«Одним из важнейших факторов, обеспечивающих тесное сотрудничество стран Азиатско-Тихоокеанского региона с Приморским краем является его выгодное географическое расположение, а «разворот на Восток» придает еще больший импульс для расширения сфер двустороннего сотрудничества. Регион непрерывно развивается, создается новая инфраструктура для резидентов территорий особого экономического режима, ведется работа по реконструкции пунктов пропуска. В текущем году положено начало сооружению «сухого порта» в г. Артем. Строительство подобного центра – проект национального масштаба, способный стать крупнейшим транспортным хабом не только на Дальнем Востоке, но и в России. Все эти усилия делают Приморский край воротами в Россию для всех восточных стран», - уверен директор АНО «Инвестиционное Агентство Приморского края» Дмитрий Макаров.

О интересе Вьетнама к сотрудничеству с Дальним Востоком рассказал и консул по торгово-экономическим вопросам Генконсульства СРВ во Владивостоке Нгуен Хонг Тхань, интерес к сотрудничеству связан со стратегическими проектами в рамках территории опережающего развития и свободного порта Владивосток. Так, инвестиции Вьетнама в проекты уже составили 35,6 млн рублей. Среди одних таких проектов – строительство молокозавода и трех животноводческих комплексов в Приморье, реализацией которых занимается ООО «ТН Рус Приморский». Также в 2024 году ТОР Михайловский приступит к реализации проекта молокоперерабатывающего завода ТиЭйчРус. Успешность реализации данного проекта отметила и председатель стратегического совета корпорации госпожа Тхай Хыонг. Весной 2022 года линия FESCO Vietnam Direct Line, соединяющая порты Хайфона и Хошимина во Вьетнаме с Владивостокским морским торговым портом (ВМТП), помогла стимулировать торговый поток между двумя странами, увеличить объемы торговых обменов и снизить расходы на перевозки. Пример-министр СРВ Фам Минь Тинь неоднократно говорил о создании благоприятных условий для инвесторов под девизом: «Гармония интересов -разделения рисков».

Не обошлось в партнерстве и без искусственного интеллекта. Так, ДВФУ совместно со Сбером на рынки Вьетнама начал выводить отечественные решения в данной области.

«На Российско-Вьетнамской межправительственной комиссии в апреле 2023 года была достигнута договоренность с Ханойским государственным университетом об открытии трехстороннего центра исследований ИИ. Сейчас мы ведем работу над адаптаций решения по мониторингу», - отметил Евгений Власов.

Согласно прогнозам экспертов, по итогам 2023 года товарооборот между Вьетнамом и Дальним Востоком планируют увеличить в более чем в четыре раза – до 257 млн долларов. Примечательно, что на порты Находки и Владивостока приходится 65% всего товарооборота на сумму около 167 млн рублей.

Направления для сотрудничества

Среди главных совместных проектов Вьетнама и Приморья на сегодняшний день является строительство молокозавода и трех животноводческих комплексов в рамках ТОР.

Рассматривается возможность и привлечение вьетнамских компаний в области трудовых ресурсов. Например, граждан Вьетнама смогут привлекаться на строительство гражданских и промышленных объектов.

Консул Нгуен Хонг Тхань отметил необходимость рассмотрения возможности развития сотрудничества между Вьетнамом и Приморьем по следующим направлениям:

  • Логистика. Вьетнам поддерживает Северный морской путь Владивосток Мурманск и транспортный коридор Приморье 1, Приморье 2. Приморье является транзитным местом, играющим важную роль в торговой деятельности России и АТР, включая Вьетнам. Вьетнамский сухой порт и таможенный склад во Владивостоке необходимы для укрепления сотрудничества в сфере логистики. В настоящее время мы активно ищем подходящих вьетнамских инвесторов для координации с вами для реализации этой идеи.
  • Судостроение и ремонт. Вьетнам сотрудничает с заводом «Звезда» и определил предприятия, которые смогут стать современным и дееспособным поставщиком сырья и оборудования. Поставлять квалифицированную рабочую силу для судостроительной отрасли Приморья. А также стать субподрядчиками в судостроительной деятельности в РФ.
  • Гражданское и промышленное строительство. В Приморье и на Дальнем Востоке высокий спрос на строительство нового жилья. В настоящее время вьетнамские строительные компании освоили многие передовые строительные технологии в мире, о чем свидетельствует здание Landmark 81 высотой 461 м, которое является пятым по высоте зданием в мире, спроектированным и построенным на 100% полностью вьетнамскими инженерами и рабочими. Для привлечения на работу вьетнамских строителей приморским инвесторам необходимо организовать тендеры.
  • Производство товаров легкой промышленности – текстиль, обувь, бытовая техника, продукты питания из тропического сырья для Дальнего Востока и Сибири. Многие вьетнамские предприятия уже готовы рассмотреть инвестиционные и производственные планы на территории России после успеха «TH True Milk Group».
  • Поддержка российских и вьетнамских производителей при помощи программного обеспечения. Благодаря инвестиционному вниманию и политике поддержки развития областей информационных технологий и новых технологий для цифровой трансформации, зеленой трансформации и экологически чистого производства правительства двух стран в соответствии с глобальными тенденциями. Данное направление имеет большой потенциал для инвесторов.

В настоящее время вьетнамские предприятия участвуют и продолжают участвовать в создании новых глобальных систем цепочек поставок, которые в большей степени соответствуют производственным мощностям и потребностям рынка. Дальний Восток и Приморье имеют стратегическое положение и представляют собой особую территорию в мире благодаря своим глубоководным морским портам, лесам, полезным ископаемым и природным ресурсам. Особое внимание иностранных инвесторов уделено на инфраструктуру, человеческие ресурсы, современную технику и оборудование, технологии управления.

Налаживание сотрудничества

Самой основной проблемой сотрудничества между Россией и Вьетнам является невозможность произведения платежей. Это связано с тем, что Россия была из системы SWIFT. Однако Центробанк и Национальный банк Вьетнама принимают все усилия для решения данной проблемы.

Еще одна проблема – авиасообщение между странами, которое на сегодняшний день недоступно из-за сложной политической обстановки в мире.

Правительство Российской Федерации стремится решить существующие проблемы в области транспорта и логистики для развития торговли и готово создать все благоприятные условия и возможности для иностранных инвесторов на российском рынке. Также необходима поддержка со стороны органов власти, чтобы упростить процедуры инвестирования и юридические формальности. Это поможет компаниям не сталкиваться с трудностями в инвестировании и реализации бизнеса в Приморском крае. Кроме того, нужна поддержка и поощрение банков, чтобы компании могли получить доступ к финансированию и инвестиционной поддержке. Это принесет пользу не только двум сторонам, но и экономическим отношениям между двумя странами.

Предприятиям двух стран необходимо активно связываться, обмениваться информацией, понимать потребности, активно участвовать в мероприятиях по продвижению торговли и инвестиции, чтобы найти конкретные деловые и инвестиционные возможности.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!