Подшипники - незаметные, но крайне важные детали в конструкции любой техники. От их качества и правильного подбора напрямую зависит бесперебойная работа механизмов. Выбор нужного типа под конкретные условия - настоящее искусство для инженера. А классификация помогает разобраться в их многообразии и найти оптимальный вариант.
В этой статье мы подробно разберем принципы деления подшипников на виды, типы и марки. Узнаем, какие бывают основные конструкции и чем они отличаются. Разберемся в их особенностях и областях применения.
Основные виды
Все современные подшипники делятся на два больших вида - качения и скольжения. Это принципиальное разделение определяется физическим механизмом передачи вращательного движения.
В подшипниках качения вращение передается через промежуточные тела - шарики, ролики или иголки. Они катятся по внутреннему и наружному кольцу, минимизируя трение. Отличаются высокой скоростью вращения и долговечностью.
Подшипники скольжения работают за счет непосредственного контакта поверхностей деталей. Они дешевле, но имеют повышенное трение и меньший ресурс. Зато бесшумны и не нуждаются в регулярной смазке.
Конструктор выбирает один из этих видов, исходя из требований к изделию по скорости, нагрузке, шуму и другим параметрам.
Основные типы
Подшипники каждого вида делятся на отдельные типы в зависимости от конструктивных особенностей, позволяющих адаптировать их к различным условиям эксплуатации.
Качения
По форме тел качения выделяют шариковые, роликовые, игольчатые и другие типы. Они отличаются геометрией вращающихся деталей.
По характеру воспринимаемой нагрузки различают радиальные, упорные и радиально-упорные.
По числу рядов тел качения бывают однорядные, двухрядные и многорядные конструкции.
По исполнению выпускают открытые и закрытые, с фланцами, защитными шайбами, сепараторами и другими элементами.
Скольжения
По направлению нагрузки бывают радиальные, упорные и радиально-упорные.
По исполнению корпусов - разъемные и неразъемные, открытые и закрытые.
По типу смазки применяются жидкостные, газовые, газожидкостные и сухие подшипники.
Также выделяют специальные типы для экстремальных условий - высокотемпературные, высокоскоростные, герметичные и другие.
Такая типология позволяет точно подобрать конструкцию под заданные требования.
Марки
Подшипники объединяют в марки - номенклатурные ряды конкретных изделий, выпускаемых по определенным стандартам.
Маркировка несет информацию о типе, габаритах, точности изготовления и других параметрах подшипника. Например:
- шариковый радиальный однорядный подшипник 6-го класса точности марки 215;
- роликовый конический двухрядный подшипник марки 32208А;
- радиально-упорный шариковый подшипник защищенного исполнения марки 51102.
У каждой марки есть обозначение по ГОСТу и свой размерный ряд с допустимыми диапазонами параметров.
Зная марку, инженер может найти в справочнике все её характеристики - грузоподъёмность, допустимую скорость, габариты и т.д. Это упрощает подбор оптимального варианта подшипника.
Такая классификация помогает быстро сориентироваться в огромном многообразии современных подшипников.
Заключение
Итак, мы рассмотрели основные принципы классификации современных подшипников на виды, типы и марки. Это важно, чтобы грамотно подобрать конструкцию, наилучшим образом соответствующую условиям применения. Знание классификации облегчает инженерам поиск необходимого решения.