Основы классификации подшипников

Виды, типы, марки и особенности всех конструкций

Общество
vn2.jpg

Подшипники - незаметные, но крайне важные детали в конструкции любой техники. От их качества и правильного подбора напрямую зависит бесперебойная работа механизмов. Выбор нужного типа под конкретные условия - настоящее искусство для инженера. А классификация помогает разобраться в их многообразии и найти оптимальный вариант.

В этой статье мы подробно разберем принципы деления подшипников на виды, типы и марки. Узнаем, какие бывают основные конструкции и чем они отличаются. Разберемся в их особенностях и областях применения.

 

Основные виды

 

Все современные подшипники делятся на два больших вида - качения и скольжения. Это принципиальное разделение определяется физическим механизмом передачи вращательного движения.

 

В подшипниках качения вращение передается через промежуточные тела - шарики, ролики или иголки. Они катятся по внутреннему и наружному кольцу, минимизируя трение. Отличаются высокой скоростью вращения и долговечностью.

 

Подшипники скольжения работают за счет непосредственного контакта поверхностей деталей. Они дешевле, но имеют повышенное трение и меньший ресурс. Зато бесшумны и не нуждаются в регулярной смазке.

 

Конструктор выбирает один из этих видов, исходя из требований к изделию по скорости, нагрузке, шуму и другим параметрам.

 

Основные типы

 

Подшипники каждого вида делятся на отдельные типы в зависимости от конструктивных особенностей, позволяющих адаптировать их к различным условиям эксплуатации.

 

Качения

 

По форме тел качения выделяют шариковые, роликовые, игольчатые и другие типы. Они отличаются геометрией вращающихся деталей.

 

По характеру воспринимаемой нагрузки различают радиальные, упорные и радиально-упорные.

 

По числу рядов тел качения бывают однорядные, двухрядные и многорядные конструкции.

 

По исполнению выпускают открытые и закрытые, с фланцами, защитными шайбами, сепараторами и другими элементами.

 

Скольжения

 

По направлению нагрузки бывают радиальные, упорные и радиально-упорные.

 

По исполнению корпусов - разъемные и неразъемные, открытые и закрытые.

 

По типу смазки применяются жидкостные, газовые, газожидкостные и сухие подшипники.

 

Также выделяют специальные типы для экстремальных условий - высокотемпературные, высокоскоростные, герметичные и другие.

 

Такая типология позволяет точно подобрать конструкцию под заданные требования.

 

Марки

 

Подшипники объединяют в марки - номенклатурные ряды конкретных изделий, выпускаемых по определенным стандартам.

 

Маркировка несет информацию о типе, габаритах, точности изготовления и других параметрах подшипника. Например:

 

  • шариковый радиальный однорядный подшипник 6-го класса точности марки 215;
  •  
  • роликовый конический двухрядный подшипник марки 32208А;
  •  
  • радиально-упорный шариковый подшипник защищенного исполнения марки 51102.

 

У каждой марки есть обозначение по ГОСТу и свой размерный ряд с допустимыми диапазонами параметров.

 

Зная марку, инженер может найти в справочнике все её характеристики - грузоподъёмность, допустимую скорость, габариты и т.д. Это упрощает подбор оптимального варианта подшипника.

 

Такая классификация помогает быстро сориентироваться в огромном многообразии современных подшипников.

 

Заключение

 

Итак, мы рассмотрели основные принципы классификации современных подшипников на виды, типы и марки. Это важно, чтобы грамотно подобрать конструкцию, наилучшим образом соответствующую условиям применения. Знание классификации облегчает инженерам поиск необходимого решения.

 

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!