Для человека речь - один из важнейших факторов его социализации. Каждый родитель ждет от своего ребенка первого заветного слова «мама» и «папа». Почему дети не разговаривают и что делать в подобных ситуациях, в интервью РИА VladNews рассказала логопед-дефектолог Милена Заам.
– Какие признаки благополучного развития речи у ребенка?
– Первостепенно специалист по развитию речи обращает внимание на неврологический статус и уровень физического развития. Конечно, без внимания не останется сформированность речевых навыков, например, желание общаться со сверстниками и с близкими. В благоприятном ключе ребенок слушает свою речь и речь взрослых, старается повторять и исправлять свои ошибки. Что касаемо неблагоприятного развития, то это задержка речи и нежелание коммуницировать. В неврологическом статусе отмечаются вегето-сосудистые проявления (покраснения, потливость), судороги, неврозы (заикание, тики), энурезы, нарушения сна-бодрствования, нарушения мышечного тонуса и т.д.
К неблагоприятной симптоматике влекут различные эндогенные и экзогенные факторы (родовая патология, кесарево сечение, инфекции и т.д.)
– На что нужно обращать внимания родителям?
– Если рассматривать признаки новорожденных, то это отсутствие гуления, интонированности, лепета. У детей постарше – это состояние высших психических функций (внимание, память, мышление), состояние речи (отсутствие речи как таковой), эхолалии, неспособность соединить слова в простые фразы, преимущественное использование неречевых средств коммуникации (жесты, мимика). В таких случаях необходимо грамотно организованная помощь и сопровождение ребенка разными специалистами - невролога, нейропсихолога, логопеда, логопеда-дефектолога.
– Можно ли во взрослом возрасте исправить речевые дефекты?
– Дефекты могут быть разными по своей этиологии, если нарушения в звукопроизношении, то исправить реально, но нужна замотивированность самого человека. Если нарушения связаны с заболеваниями (черепно-мозговые травмы, инсульты, нейрохирургическое вмешательство), то необходима помощь более узкого специалиста, например, логопеда-афазиолога или фонопеда. Здесь необходимо помнить, что восстановление занимает много времени, иногда доходит до нескольких лет.
– Как проходят занятия?
– Занятия у логопеда проходит в индивидуальном или групповом формате. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей определяется время и количество занятий.
– Какие методы в логопедии и дефектологии считаются самыми эффективными?
– В логопедии выделяют словесные методы (пересказы, рассказы), наглядные методы, практические методы (широкое применение специальных упражнений). Выделяются традиционные и нетрадиционные методы в логопедии. Традиционные – это дыхательная, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, развитие общей и мелкой моторики, фонематического восприятия и представления, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи. Нетрадиционные - нейропсихологические приемы, кинезитерапия, логопедический массаж и его различные виды, суджок-терапия, музыкотерапия, пескотерапия и т.д.
Для эффективной работы все используется комплексно.
– Какие методы работы с ребенком родители могут осуществлять дома самостоятельно?
- На самом деле, если грамотно подходить к использованию логопедических методов (традиционных), учитывая принципы системности, комплексности, от простого к сложному и другие, то можно самостоятельно с ребенком проводить занятия используя различные гимнастики и упражнения по речевому развитию. Нетрадиционные методы лучше доверить специалисту, чтобы не навредить ребенку.
– Работа родителей с детьми эффективна? Или только специалист может осуществлять эту работу?
– Более эффективна работа, когда она комплексная: логопед – взрослый. Логопед выполняет свою функцию, а родитель дома закрепляет.
– Ребенок не говорит: в каком возрасте это становится проблемой и поводом для обращения к специалистам?
– Существует специалист по раннему развитию, если новорожденный не гулит, не лепечет, то стоит обратиться за помощью. Если у ребенка в два года отсутствуют слова, то стоит посетить логопеда. Конечно, онтогенетические рамки развития сдвигаются, и дети начинают разговаривать сейчас немного позже, но специалист по развитию речи может на своей консультации дать необходимые рекомендации для «толчка» в развитии речи.
– Что нужно делать родителям, чтобы их ребенок вовремя начал говорить? Какие советы вы бы дали мамам и папам?
– С ребенком нужно общаться, даже если он не говорит. Чтобы научить ребенка слушать, быть внимательным, необходимо читать сказки, рассказывать об окружающем мире, находясь на прогулке, играть с ним и подключать речевое сопровождение.
– Что мешает ребенку в освоение речи?
– Начнем с артикуляционных мышц - долговременное употребление перетертой пищи тормозит развитие мышц, что приводит к отставанию в формировании речи. Телевизор - фон звука не несет никакой смысловой нагрузки и не связывает слово с предметом у ребенка. Чрезмерная быстрая речь у взрослых. Отсутствие коммуникации со взрослым и со сверстниками.
– Какие методы вы используете при запуске речи у детей?
– Подражание неречевым звукам (самолет, машина и т.д.), речевым (звуки животных), работа с артикуляционным аппаратом (гимнастика) с музыкальным сопровождением, дыхательно-голосовые упражнения. Различные игровые приемы.
– Влияют ли гаджеты и мультфильмы на задержку речи у ребенка?
– Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляция и овладение своим поведением, это средство осознание своих переживаний, свое поведение, и сознание в целом. Если внутренней речи нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Включенный телевизор или гаджет создает звук, который остаётся «пустым» для ребенка, так как не несёт смысловой нагрузки. Детям не нужно отвечать на эти звуки, они не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов, поэтому дети молчат, либо изъясняются криками или жестами. Озвучка в современных мультфильмах портит речь ребёнка. Ребёнок запоминает как персонажи говорят искаженно, шепелявят, гнусавят голоса и начинают подражать этим героям.
– Сколько в среднем нужно времени специалисту, чтобы ребенок заговорил?
– Прогноз работы всегда индивидуален и зависит от возрастного и психического развития ребенка.
– Что можете посоветовать родителям? Может есть книги для обязательного прочтения родителям?
– Больше проводить время с ребенком, а не оставлять его на самообучение внешнему миру. Гулять, разговаривать, посещать зоопарки, океанариумы и другие места; всегда проводить рефлексию, то есть спрашивать: где мы были, что мы видели, что понравилось и т.д. Книги: 1. Школа семи гномов (изд. мозаика-синтез), 2. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения, 3. «Логосказки», «Мяч и речь», «Логопедия в диалогах», «550 упражнений для развития речи», «6 шагов к развитию речи», «Логоигры» (изд. КАРО)