Особенности проведения ремонта подвижного состава

Сезонное техническое обслуживание

Общество
vn2.jpg

Рельсовые транспортные средства, используемые в товарных и пассажирских перевозках по железной дороге относятся к подвижному составу. Это локомотивы, вагоны разных типов, дрезины, другие виды транспортных средств. Каждый отдельный механизм на собственном шасси считается единицей подвижного состава и требует периодического планового, а также внепланового обслуживания согласно утвержденному регламенту, прописанному в Правилах технической эксплуатации и должностных инструкциях отвественных лиц. ТО подвижного состава проводится как на остановках, так и в состоянии движения при помощи приборов и контрольно-измерительных устройств.

Организация технического обслуживания и ремонта

Ответственность за контроль над состоянием узлов и агрегатов вагонов, платформ возлагается на осмотрщика, который внимательно наблюдает за поведением колесных пар, букс, тормозов и определяет возможные неисправности. После остановки состава сотрудник железной дороги ставит метки на подозрительных местах с целью их дальнейшего более тщательного осмотра. За движением состава также наблюдает диспетчер, который передает все замечания по техническому состоянию подвижного состава на пункт технического обслуживания.

Параллельно сотрудник центра технического контроля получает информацию от локомотивной бригады о состоянии тормозов, колесных пар и сложностях, которые могли возникнуть в процессе эксплуатации поезда. Техническое обслуживание подвижного состава на сортировочных или передаточных станциях, а также пунктах замены локомотивов проводится после ограждения ремонтной зоны в установленном порядке.

Оставленные осмотрщиком пометки на вагонах или платформах в местах, требующих ремонта, удаляются только после выполнения всего объема регламентных и ремонтных работ, которые могут проводиться как с отцепкой вагонов от состава, так и без отсоединения единиц подвижного состава. Если неисправность серьезная, требующая отцепки, то действия проводятся по определенному алгоритму:

  • осмотрщик обозначает места повреждений или замеченных неисправностей;
  • информирует оператора ПТО о необходимости проведения ремонтных работ;
  • оформляет 2 экземпляра уведомления о необходимости ремонта с указанием номера единицы подвижного состава;
  • передает документ оператору ПТО, а также дежурному по станции.

После проведения необходимых работ, осмотрщик фиксирует результат в специальном журнале, сообщает о готовности дежурному по станции и оператору ПТО. Дополнительный контроль проводится в начале движения поезда, в состав которого входит отремонтированный вагон. Контроль проводит тот же сотрудник ЖД, который расписался в журнале готовности подвижного состава к эксплуатации.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное техническое обслуживание - это периодические проверки, ремонтные работы, замены деталей, которые выполняются с целью надежности работы вагонов в определенные временные периоды.

Такие работы проводятся в соответствии с графиком, устанавливаемым компанией-владельцем, могут включать в себя проверку, ремонт, или замену износившихся деталей:

  • тормозных систем;
  • подвески;
  • кузова, обшивки;
  • колесных пар;
  • электрической системы;
  • автоматических систем управления.

В зависимости от условий эксплуатации и срока службы, сезонное техническое обслуживание может проводиться каждые 12, 24 или 36 месяцев. Кроме того, вагоны могут проходить дополнительные проверки или ремонтные работы после эксплуатации в сложных условиях, например, после перевозки грузов с высокой коррозионной активностью или на суровых климатических условиях.

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава оформляется актом, который подписывают все члены специально созданной комиссии. Все единицы подвижного состава, которые успешно прошли техобслуживание в соответствии с сезонными требованиями маркируют надписью ТО-2, которая наносится на торцевую часть вагона. Кроме индекса, указываются данные или код предприятия, выполнившего работы с указанием даты их окончания.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание подвижного состава железной дороги (ПСЖД) включает в себя ряд мероприятий, которые проводятся с целью обеспечения безопасной, надежной работы вагонов, локомотивов. Основные виды технического обслуживания ПСЖД включают:

  • Периодическое техническое обслуживание - проводится в соответствии с графиком, включает проверку, ремонт и замену элементов ПСЖД, включая тормозные системы, подвески, кузова, обшивки, колесные пары, электрические и автоматические системы управления.
  • Текущий ремонт - проводится для устранения неполадок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации. Включает замену вышедших из строя деталей, ремонт повреждений, обслуживание подвижной составной части, замену или чистку фильтров, масел, жидкостей.
  • Капитальный ремонт - это комплексная перестройка, которая проводится для повышения надежности и продления срока службы. Включает замену или ремонт всех составных частей, обновление внутреннего оборудования, устройств, а также перекраску вагона.
  • Диагностика и контроль - включает проведение технического осмотра, измерение, анализ различных параметров ПСЖД для обнаружения и устранения возможных неисправностей и проблем.
  • Предупредительный ремонт - проводится в целях предотвращения возможных поломок или неполадок в будущем. В ходе данного вида обслуживания проводятся профилактические работы, такие как замена масел, смазка, настройка компонентов.

Общее количество, объем работ по техническому обслуживанию ПСЖД зависит от типа и модели вагона, а также от условий эксплуатации. Однако все виды обслуживания являются необходимыми для безопасности и качества перевозок на железной дороге.

Текущий ремонт подвижного состава проводится на специально отведенных путях. График, сроки проведения утверждает начальник железной дороги. Приказом назначается ответственный за безопасность проведения ремонтных работ и ТО. В случае необходимости доставки вагона на ремонт, он оборудуется специальными сигналами и размещается в хвосте поезда, следующего до станции, куда направляется на ремонтные работы.

Способы проведения ремонта

Все виды ремонта и обслуживания подвижного состава выполняются по стандартной схеме. В технологическую карту вносятся изменения, необходимые для быстрого, эффективного, качественного ремонта, исходя из перечня обнаруженных неисправностей.

Существует несколько способов ремонта подвижного состава железной дороги (ПСЖД), которые могут использоваться в зависимости от перечня необходимых работ, доступных ресурсов:

  • На станции технического обслуживания (СТО) - это наиболее распространенный способ, который проводится на специализированных станциях или базах технического обслуживания, оснащенных необходимым оборудованием и персоналом. Здесь можно проводить работы всех видов - от текущего, периодического обслуживания до капитального.
  • На линии - в некоторых случаях, когда нет возможности доставить вагон на СТО, работы могут быть проведены прямо на железнодорожной линии.
  • В депо - на некоторых железнодорожных станциях имеются специальные депо, где можно провести капитальный ремонт вагонов. Здесь их полностью разбирают на составные части, которые ремонтируются или заменяются.
  • На заводе-изготовителе - для крупных капитальных работ или модернизации иногда используется способ отправки вагона на завод-изготовитель, где профессионалы проведут комплексную перестройку.
  • В пути - в некоторых случаях, когда возникают аварийные ситуации на линии, работы могут быть проведены непосредственно на месте, в том числе с помощью мобильных ремонтных бригад, которые оснащены необходимым инструментом, оборудованием.

В зависимости от условий эксплуатации, ресурсов, технического состояния ПСЖД, выбирается оптимальный способ.

За выбор способа, а также расчет сроков проведения работ отвечает определенный круг лиц. Конкретные работы выполняют специалисты, прошедшие подготовку для работы с вагонами, локомотивами, платформами, знающими особенности их устройства. На железной дороге много должностных лиц, которые отвечают за ремонт и обслуживание подвижного состава. В частности — это:

  • Начальник депо - отвечает за управление всеми работами.
  • Инженер-технолог - разрабатывает технологические процессы, а также методики ремонта и обслуживания ПСЖД.
  • Мастер цеха - контролирует выполнение работ, обеспечивает выполнение технологических процессов, регламентов, занимается распределением ресурсов.
  • Механик - проводит диагностику и ремонт механических узлов, агрегатов вагонов.
  • Электрик - занимается ремонтом электрооборудования и проводкой вагонов.
  • Слесарь-ремонтник - занимается текущими и периодическими задачами.
  • Слесарь по ремонту тормозных систем - занимается ремонтом и обслуживанием тормозных систем.
  • Слесарь по ремонту колесных пар - проводит ремонт колесных пар, осуществляет диагностику, замену изношенных колес и осей.
  • Вагонщик - занимается погрузкой, выгрузкой грузов из вагонов, а также выполнением текущего обслуживания.

Каждый из этих специалистов имеет свои обязанности, выполняет свою часть. Вместе они обеспечивают безопасность и надежность работы железнодорожного транспорта.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!