Огромный статный красавец, с легендарным именем на борту — «Kapitan Shchetinina», прибыл в порт Владивосток. Первый контейнеровоз в серии из шести судов, которые войдут в состав флота FESCO до конца 2023 года и будут работать на новой морской линии, торжественно встретили в столице Приморья. На борту теплохода побывал и журналист РИА VladNews.
«Контейнеровоз «Kapitan Shchetinina» — совершенно новое судно, спущенное на воду в этом году. Оно откроет первый прямой морской сервис по Deep Sea из Китая в Санкт-Петербург без захода в порты Европы, что является историческим событием для России, — отметил председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов. — Это первый контейнеровоз в серии из шести судов, которые войдут в состав флота FESCO до конца 2023 года и будут работать на новой морской линии. Судно названо в честь Анны Ивановны Щетининой, которая сыграла важную роль в истории «Дальневосточного морского пароходства». За годы работы в ДВМП Анна Ивановна подготовила сотни квалифицированных капитанов».
«Kapitan Shchetinina» — единственное в России и мире судно, которое названо в четь первой женщины — капитана дальнего плаванья, Героя Социалистического Труда, почетного жителя Владивостока Анны Щетининой. Современный контейнеровоз в длину 172 метра, ширину — 32,2 метра, дедвейт составляет 31 100 тонн, грузовая вместимость — 2 471 TEU.
«Это значимое событие не только для дальневосточного пароходства, но и для страны, — уверен директор филиала ПАО «ДВМП» во Владивостоке, управляющий директор ПАО «ВМТП» Владимир Корчанов. — После многих лет мы впервые принимаем с завода судно-новострой. До этого мы расширяли состав флота судами бывшими в эксплуатации. Назвать новое судно решили в честь Анны Ивановны Щетининой — нашей землячки, легендарной женщины-капитана. В этом году ей исполнилось 115 лет со дня рождения. Сегодня пасмурно — настоящая морская погода. Хочу пожелать судну, чтобы бог морей был милостив к нему, чтобы экипажи были грамотными и трудолюбивыми».
О том, какие перспективы открываются перед компанией рассказал первый вице-президент FESCO Вячеслав Николаевич Плотский:
«Была проделана огромная работа. Очень непросто выбрать, заказать и доставить сюда теплоход. Это всегда большой праздник для любого флота. Наш порт практически каждый квартал обновляет собственные рекорды по погрузке контейнерных поездов. За два года показатели увеличились в два раза. Надеемся, что через 2-3 года лет будем праздновать то, что порт перерабатывает более миллиона контейнеров в год. На той стороне залива наше предприятие – FESCO Гайдамак – реализует программу по строительству зернового терминала и предоставлению услуги, которой нет в регионе. Я надеюсь, что мы будем пионерами по перевалке зерна в регионе».
На торжественное мероприятие — встречу контейнеровоза, пришли и родственники легендарной женщины-капитана.
«Очень приятно, что Анну Щетинину помнят и чтут во Владивостоке, — взяла слово племянница Анны Ивановны Ольга Новожилова. — Она здесь родилась, выросла, окончила школу, ходила на судах, возглавляла порт, преподавала в Морском университете. Она по праву занимает место в ряду знаменитых женщин 20 века, таких как Валентина Терешкова, Мария Раскова, Валентина Гризодубова, Анна Чулкова. Своим трудом, своей жизнью она прославила нашу страну. Многим девушкам открыла путь в морскую профессию. Она доказала, что женщина в море — это к успеху».
Управлять новым судном доверили опытному капитану Александру Бехтину. Ему вручили и портрет Анны Щетининой, который займет свое почетное место в зале совещаний.
«Я 20 лет в море, но никогда не работал на совершенно новом судне. Любой капитан всегда мечтает поработать на новом судне, и у меня эта мечта осуществилась, — признался капитан. — Теплоход очень хорошо управляется, все грузовые операции проходят очень быстро, благодаря направляющим — кран видит, куда ставить контейнер, что значительно облегчает и ускоряет операцию. Судно имеет очень высокий класс автоматизации, самые современные навигационные приборы. здесь очень комфортно в плане жизнедеятельности экипажа — есть комната отдыха, спортзал, большие каюты».
«Погудеть» на тифоне — подать звуковой сигнал, доверили Владимиру Корчанову.
«Высокий тон — Анна Ивановна же, — отметил Владимир Никодимович. — Я всю свою жизнь проработал в FESCO. И за работу принял 24 новых судна. После 2011 года был большой перерыв по новострою. И вот мы наконец-то приняли новый теплоход — первый из целой серии. Средний срок жизни судна — 25-30 лет. Но я уже вижу, что контейнеровоз «Kapitan Shchetinina» прослужит дольше. Можно сказать, что у нас родился здоровый и красивый ребенок. Сейчас нужно его воспитать и поставить на ноги».
По самым интересным и важным помещениям теплохода для всех желающих провели экскурсию. Удалось даже заглянуть в каюту к капитану — уютные две комнаты — кабинет и спальня. У обычных матросов жилье поскромней, но у каждого — отдельное.
«Все необходимое в каюте есть – стол, кровать, диван, телефон», — показал свои хоромы матрос Игорь Булахметов.
Гордость контейнеровоза — спортзал, продемонстрировал старший помощник капитана Павел Корнеев.
«Все условия для занятия спортом есть — беговая дорожка, стол для тенниса, ракетки и мячики у меня в каюте — сегодня выдам, — пообещал старпом. — В свободное от вахты время экипаж может заниматься спортом».
Одно из важных мест на судне — грузовое бюро. Отсюда осуществляется управление балластной и креновой системами судна , а также системой очистки балластных вод.
«Если раньше на судах, чтобы принять, перекачать или откатать балласт приходилось вручную использовать насосы, открывать клапана, то сейчас все это делается автоматически, — объяснили специалисты. — Для этой операции раньше было необходимо несколько человек. А сейчас это может сделать искусственный интеллект судна. Можно задать программу, и операция будет выполняться автоматически. У нас на судне уникальная система очистки балластных вод. Например, мы принимаем балласт — воду из Японского моря, а избавиться от него нужно в Черном море. Международные конвенции запрещают выкатывать неочищенный балласт, чтобы не смешивать животные организмы и микроэлементы одного региона с другим. Для этого и существует новейшая система очистки балластных вод».
Загружать и разгружать контейнеровоз также помогают умные механизмы.
«Каждый контейнер весит в зависимости от размера от 20 до 40 тонн. Когда его будут ставить или снимать, судно начнет испытывать крен. Для того, чтобы оно оставалось в стабильном положении, автоматически запускаются насосы, которые очень быстро перекатывают балласт с одного борта на другой. И крена не образуется», — рассказали члены экипажа.