Пётр Великий и его масштабные реформы, дипломатические победы и трагедия в отношениях с собственным сыном, наследником престола, — уникальную российскую эпоху обсудили историки со школьниками и студентами Приморья. В мультимедийном историческом парке «Россия — Моя история» (г. Владивосток) 21 октября состоялся форум «Петровские времена» в рамках одноименного просветительского проекта Российского общества «Знание», сообщает РИА VladNews.
Программа мероприятия во Владивостоке была наполнена интересными лекциями, а также дискуссиями наставников и участников об эпохе, изменившей страну и мир, о событиях, позволивших России стать империей и заявить о себе как о мощном и самостоятельном участнике мировой политики, об исторических параллелях между современностью и периодом правления Петра Великого.
Встреча была открыта лекцией «Портрет личности Петра Первого», которую прочитал кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории эдиционной археографии Уральского федерального университета, специалист по истории русско-украинских отношений XVII–XVIII вв. Яков Лазарев. Он описал нрав царя Петра, который был властолюбивым, решительным, энергичным и любознательным, его таланты дипломата и воина, ремесленника и инженера, реформатора и книголюба. Также спикер рассказал о событиях, на фоне которых проходили его детство и юность, — о двоецарствии, противостоянии и интригах сильнейших кланов, Стрелецком бунте 1682 года и других.
«Говоря о личности Петра I, было важно простым и доступным языком объяснить, в чем было отличие реального царя-преобразователя от его мифологизированных образов. Для этого пришлось рассказать о взглядах Петра на государственное управление, взаимоотношениях монарха с ближайшим окружением, чтобы слушатели могли составить собственное представления о Петре и его реформах», – подчеркнул Яков Лазарев.
Наставник также прочитал лекцию о Великом посольстве Петра — заграничном путешествии молодого царя под вымышленным именем в герцогство Курляндское, прусские земли, Голландию, Англию, Австрию. Участники узнали, как Пётр знакомился с политической и культурной жизнью Западной Европы, стремился к установлению дипломатических и торговых связей, искал специалистов для работы в России и лично изучал артиллерийскую науку, работал на верфях, посещал мануфактуры, крепости и музеи. Как отметил Яков Лазарев, Великие посольства — их было два — это большая дипломатическая и геополитическая игра, направленная на преодоление международной изоляции, предвзятого отношения к России и ее правителю, включение в европейские процессы.
Столь же интересной для аудитории стала лекция победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2021», учителя истории и обществознания школы № 55 «Долина знаний» г. Волгограда Антона Биличенко. Педагог раскрыл тему «Пётр Первый и царевич Алексей: прекрасный царь и ужасный отец» и рассказал о сложных отношениях царя и наследника престола. Различные факты и версии того, как Пётр воспитывал своего сына, почему тот бежал за границу, был обвинен в измене и подвергнут суду, а также о кончине царевича и издании Указа о престолонаследии, привел наставник.
Завершающим стало выступление директора МБОУ Лицей № 1 им. М. В. Ломоносова г. Орла, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года — 2020» Антона Гомозова о трансформации России и последствиях реформаторской деятельности Петра I. Создание Сената и коллегий, финансовая реформа, реформа духовенства, формирование новой армии и флота, упразднение русского платья и введение европейской одежды, открытие школы математических и навигационных наук, академии наук, новое летоисчисление, введение гражданского шрифта и многие другие преобразования и не утихающие вокруг них споры обсудил преподаватель с аудиторией.
По окончании культурного форума ребята проверили свои знания о петровских временах в интеллектуальной викторине.
Форум «Петровские времена» во Владивостоке — продолжение масштабного проекта, получившего старт 27 апреля в Санкт-Петербурге. Аналогичные мероприятия уже состоялись в Екатеринбурге, Махачкале, Пятигорске, Челябинске, Твери, Волгограде, Перми, Ставрополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону и других городах. В 2022 году форумы проходят в мультимедийных исторических парках «Россия — Моя история» по всей стране.
***
Российское общество «Знание» ведет свою историю от советской общественной организации, основанной в 1947 году по инициативе представителей советской интеллигенции как «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний» (с 1963 года — Всесоюзное общество «Знание», с 1991 года — Общество «Знание России»). Члены Общества занимались популяризацией науки, читали лекции о достижениях советского хозяйства и промышленности. В 2016 году «Знание России» было преобразовано в Общероссийскую общественно-государственную просветительскую организацию «Российское общество «Знание». 21 апреля 2021 года в Послании Президента РФ Федеральному собранию РФ Владимир Путин заявил о необходимости перезапуска Российского общества «Знание» на современной цифровой платформе.
Больше информации о деятельности Российского общества «Знание» — на сайте и в социальных сетях проекта: ВКонтакте, Telegram.
Исторические парки «Россия — Моя история» — самый масштабный экспозиционный мультимедийный комплекс в России. География его площадок простирается через всю Россию и на сегодняшний день насчитывает 24 города. Проект получил поддержку Администрации Президента РФ, Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Правительства Москвы. История создания мультимедийных парков берет свое начало в 2013 году, когда в рамках празднования 400-летия со дня основания династии Романовых была подготовлена первая временная интерактивная выставка. В настоящее время в экспозициях парка показана более чем 1000-летняя история нашей страны. Вместе с историческими парками историю государства изучили более 15 миллионов человек.
Официальные страницы комплекса: myhistorypark.ru и https://vk.com/myhistory_bvb.
Контакты для СМИ: Анастасия Ткачёва, +7 (961) 403-23-20, roz2021-pressa@yandex.ru