В сентябре-октябре в России, как и в большинстве стран,традиционно растут цены на отдельные группы продовольственных товаров. Если сравнивать индекс цен со стабильными летними месяцами, то в сентябре всегда дорожают молочная продукция, яйца, колбасные изделия, овощи — даже если как раз наступает время их сбора, рассказал завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В.Плеханова Дмитрий Завьялов, сообщает РИА VladNews со ссылкой на «Прайм».
Незначительно растут цены на рыбопродукты и свинину — но здесь основной рост приходится на конец года. Для мяса птицы лето — период самых низких цен, затем начинается сезонный плавный рост.
Цена кофе и чая обычно стабильна в течение всего года и плавно растет в рамках общей инфляции. Здесь влияние могут оказать только глобальные изменения мировой конъюнктуры.
Для фруктов август тоже период самой низкой цены. Здесь пик роста цен месяц к месяцу приходится на период с мая по июнь, затем плавный рост в сентябре и далее цена остается стабильной до конца года.
«В качестве ценового маркера иногда приводят цены на хлеб и соотносят их с урожаем, но надо понимать, что «зерновая» составляющая в себестоимости хлеба не настолько велика, как кажется», — рассуждает эксперт.
В батоне хлеба всё сырье вместе составляет от 35 до 40% — это мука, вода, сахар, дрожжи, масло и т.п. Расходы на газ и электричество могут составлять еще 13-15% — а они как раз существенно увеличиваются. Доля зарплаты персонала от 15 до 20%, и чем больше на предприятии ручного труда, тем трудозатраты дороже. На аренду помещений уйдет 15-20%, общехозяйственные расходы, расходы на оборудование, коммерческие расходы составят еще 10-14%.
Схожая ситуация по всей линейке продовольственных товаров — основное агропромышленное сырье, как бы оно не дешевело, не является единственным ценовым драйвером. Значительное влияние на цену оказывает логистика. В частности объективно сильно подорожала импортная логистика сырья, материалов, комплектующих. Санкционный режим и необходимость работать через транзитные страны зачастую корректирует цену закупаемого оборудования и упаковки. Общее увеличение мировых цен на транспортировку негативно сказалось на стоимости «заморских» фруктов, кофе, пальмового масла, однако это произошло не вчера, а продолжается весь постпандемийный период.