Светлана Лебедева, руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в г. Владивосток, рассказала РИА VladNews об основных тенденциях на рынке автокредитования в текущих реалиях сужения авторынка. В ближайшие месяцы на рынок будут и дальше оказывать давление дефицит авто, неопределенность поставок и падение реальных доходов населения. При этом среди драйверов роста – дальнейшее снижение ставок на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ, стабилизация цен на машины и ожидаемый запуск программы льготного автокредитования.
Стоит ожидать дельнейшего снижения ставок
На фоне планомерного снижения ставки рефинансирования продолжается аналогичная коррекция ставок по автокредитам. На фоне стабилизации общеэкономической ситуации Банк России 10 июня 2022 года в очередной раз снизил ключевую ставку до 9,5%, уже четвертый раз подряд после резкого повышения до 20% в начале марта. Лаг составил сразу 1,5 процентных пункта. Следующее заседание, на котором будет принято решение о дальнейшей динамике ключевой ставки, запланировано на 22 июля.
Автокредитование на этом фоне оживает, так ставки все более близки к комфортным для россиян значениям, а часть покупателей возвращаются к вопросу приобретения авто, в том числе с помощью заемного финансирования, растут спрос и выдачи автокредитов.
При этом снижение кредитных ставок может стать драйвером роста не только рынка автокредитования, но и покупательского спроса на авторынке, резко просевшем в последние месяцы (продажи новых автомобилей в мае по данным АЕБ рухнули на 83% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Ведь покупку автомобиля многие россияне не готовы осилить без автокредита.
Мы также продолжаем планомерную коррекцию ставок по всей продуктовой линейке вслед за смягчением денежно-кредитной политики ЦБ. Так, 29 июня ставки «Открытие Авто» вновь снизил ставки по залоговой линейке автокредитных продуктов, которые начинаются сегодня от 9,5% годовых в рублях.
Выдачи кредитов показывают восстановительный рост
На фоне продолжающегося снижения ставок по автокредитам и стабилизации цен на автомобили рынок автокредитования продолжает «оживать», демонстрируя положительную ежемесячную динамику уже третий месяц подряд.
К июню восходящий тренд на рынке автокредитования укрепился. Первые признаки положительной динамики появились в апреле этого года. А в мае, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), произошел качественный скачек - общее количество выданных автокредитов выросло на 53,3% по сравнению с апрелем. Это стало возможным благодаря постепенному снижению ставок по автокредитам в коммерческих банках на фоне корректировки ключевой ставки. И все-же это по-прежнему гораздо меньше, чем в докризисные времена. В целом по итогам 5 месяцев 2022 года автокредитов выдано на сумму в 257,3 млрд. рублей, это на 40,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда было выдано 435,7 млрд рублей.
Динамика выдач автокредитов в «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие») подтверждает восстановительный тренд. В апреле 2022 года число выдач выросло в 1,8 раза по сравнению с выдачами марта. В мае выдачи в количественном выражении увеличились на 25% по сравнению с апрелем этого же года, а в июне - на 20% по сравнению с маем, хотя выдачи за первый месяц лета все еще ниже показателей июня 2022 в 2 раза. Таким образом, оживление рынка налицо, но, конечно, показатели как в количественном, так и в денежном эквиваленте все еще значительно отстают от прошлогодних.
Средний размер кредита подрос
После двух месяцев плавного снижения в апреле и мае размер среднего чека на новые и подержанные автомобили к июню незначительно увеличился. Так, если в мае, средний чек по автокредиту на автомобили с пробегом в «Открытие Авто» составил 906 тыс. рублей, а на новый – 1,91 млн рублей, то по итогам июня средний чек достиг 931 тыс. рублей и 1,95 млн рублей соответственно.
Прирост среднего чека связан с несколькими факторами. Во-первых, это более взвешенная скоринговая политика банков: кредиты выдаются более качественным заемщикам, которым одобряются, в свою очередь, большие суммы. Во-вторых, мы наблюдаем постепенный рост доли кредитных продаж на рынке авто. И если в марте-мае покупку машины совершали клиенты с накопленными средствами, стараясь не брать кредиты или вносить максимальный первоначальный взнос, то со снижением ставок желание взять машину за заёмные средства растёт, а первоначальный взнос снижается.
Растет спрос на кредиты на машины с пробегом
В условиях дефицита и высоких цен на новые авто, а также продолжающегося падения реальных доходов населения потребительский спрос переориентировался на вторичный рынок, а сдвиг выдач автокредитов в сторону сегмента АСП в июне продолжился. Доля выданных автокредитов на покупку машин с пробегом в «Открытие Авто» увеличилась с 78% в мае до 82% в июне. При этом на сегодня в ряде регионов сделки июня касались только сегмента авто с пробегом.
Возобновление программы льготного автокредитовании
В условиях, когда ежемесячная динамика продаж демонстрирует спад уже почти год подряд, возобновление программы льготного автокредитования может стать еще одним из значимых драйверов рыночного роста. При этом на текущем рынке, значительно упавшем в объемах, 10,2 млрд рублей выглядят намного более значимо, чем они же, запланированные на госпрограмму 2022г. в конце прошлого года.
Что касается условий, в текущих реалиях мы рассчитываем, что в программу будут внесены некоторые изменения. К примеру, может быть обновлен и расширен список марок-участников и верхняя граница по сумме авто, попадающей под субсидию.
Июльские ожидания
В июле мы скорее всего увидим, как минимум соразмерный прирост продаж и стабильно высокий спрос на финансирование сделок в сегменте АСП, который продолжит выступать драйвером восстановления рынка автокредитования и автомобильного рынка.
Брать или не брать
Так брать или не брать автокредит сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос, решите, насколько срочно вам необходим автомобиль в текущих условиях. К примеру, ситуация, которую мы наблюдали в начале года, показывала активную готовность брать машину на заемные средства, так как люди выбирали переплату по процентам возможному удорожанию машин, с которой эта переплата была бы даже выгоднее.
Сегодня ситуация изменилась. Наблюдается коррекция цен на авторынке во всех сегментах и тренд на снижение ставок по автокредитам. Поэтому, если машина не нужна срочно, то покупку, с одной стороны, вроде бы можно отложить. С другой стороны, риски того, что ассортимент новых автомобилей будет и дальше сужаться, а качественное предложение на рынке АСП снижаться, не остаются. Кроме этого, следует иметь в виду, что несмотря на коррекцию цен, не стоит ждать, что стоимость новых автомобилей вернется на уровень февраля текущего года – этому препятствует острый дефицит машин на рынке. По текущим ценам, в свою очередь, мало кто из покупателей готов брать авто за наличные, и кредит все равно остается одним из основных способов для россиян совершить такую крупную покупку.
Поэтому, решившись на автокредит, вооружитесь калькулятором. Важно, чтобы ежемесячный платеж был подъемным, не превышал половину от вашего ежемесячного дохода, а проценты не свели на нет выгоду от зафиксированной при сделке цены.