Александра Архипова: Зная побочные эффекты, мы чувствуем их после прививки

Социальный антрополог, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС рассказала, почему распространяются теории и мифы о ковиде и как они влияет на жизнь людей

14:17, 1 февраля 2022 Общество
149.jpg
Фото: pexels.com

Коронавирусная инфекция оказала глобальное влияние на мир и быт людей: в продуктовый магазин не войти без маски, а кинотеатр, картинную галерею и просто торговый центр не посетить без вакцинации и QR-кода. Коронавирусная хватка не ослабевает, а ограничительные меры ужесточаются. В напряжённой обстановке общественность распространяет слухи и теории о вакцинации и ковиде: от чипирования до массового заговора фармацевтических компаний.

Александра Архипова, социальный антрополог, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований ИОН РАНХиГС в студии радио «Лемма» рассказала, почему люди распространяют слухи и как на это повлияла эволюция, сообщает РИА VladNews.

Фото: РИА VladNews

 ̶  Почему люди распространяют слухи и мифы?

̶  Слухи – это информация. А передача информации связывает людей друг с другом. Для наглядности рассмотрим двух подруг: Машу и Свету. Света делает подруге комплимент о её платье. Интересует ли Свету само платье? Отнюдь. В первую очередь, Света выражает заботу о подруге, проявляет к ней внимание, хочет поднять ей настроение. И про здоровье родителей Света у Маши спросит по этой же причине. Чтобы показать, что она – близкая подруга и всегда готова оказать поддержку. Света замечает изменения в облике своей подруги и помнит про здоровье её родственников, а определённые слова помогают девушке выразить заботу о Маше. В нашей коммуникации вообще много слов и действий, через которые мы показываем степень значения человека для нас. По этой же причине мы распространяем слухи. Особенно это актуально во времена больших социальных катастроф, когда мир меняется и все начинают заботится друг о друге. В чатах мессенджеров люди нередко пересылают всё подряд, в том числе и непроверенную информацию. Всё это ничто иное, как акт заботы. Нас окружает огромное количество информации о ковиде, и она постоянно меняется. Разные учёные говорят разную информацию, а то, что вчера было ложью, сегодня может быть правдой. Мозг «взрывается» от такого количества информации и люди теряют внутренний контроль. Владение информацией может этот контроль вернуть. «Я владею информацией о ковиде, я её распространяю, в результате получаю бинго: возвращаю себе внутренний контроль и забочусь о близких». Это помогает обрести спокойствие.

 ̶  Какая теория о вакцинации самая популярная?

̶  В открытых социальных сетях около 1,5 миллиона текстов о теориях в отношении ковида. Первая по популярности теория о том, что вакцинация – это эксперимент, заговор фаркомпаний. Об этом очень часто пишут и рассказывают, пытаясь выразить своё недоверие к вакцинации.

Вторая по популярности теория – нас всех чипируют. Вообще, теорий много, но у них один знаменатель – над нами экспериментируют, но главное, что эти идеи появились ещё до коронавируса. Конспирологическое мышление очень характерно для второй половины XX века, когда государства подозревали друг друга в разработке тайного биологического оружия, а люди ожидали опасности. Также ещё до коронавируса распространялись слухи про атипичную пневмонию, Эболу и другие вспышки заболеваний. Это абсолютно нормальное явление.

̶  Есть мнение, что вакцина меняет ДНК.

̶  Тоже один из самых популярных слухов. К слову, современные теории отличаются от традиционных. Традиционные легенды и слухи апеллировали к сверхъестественным понятиям, а сейчас люди апеллируют научной информацией. Все знают, что такое ДНК и приплетают её к истории с вакцинами. Сюда же можно приобщить слухи о том, что вакцина вызывает гепатит, туберкулёз. Современные страхи говорят биологическим, медицинским языком.

̶  Когда со всех сторон звучат такие теории, невольно сам начинаешь в них верить.

̶  Теории и слухи возникают неслучайно. Это важные когнитивные эффекты, связанные с нашим мышлением. Первый эффект – самовнушение, второй – постоянный поиск опасности, к которому мы привыкли в ходе эволюции. Наш мозг рассчитан на поиск «пятен леопарда в тени». Мы пытаемся понять: в кустах колеблются тени, или это действительно хищник? Мы всё время ищем скрытые символы, а в ситуации опасности это желание усиливается. Тогда «включается» самовнушение. Человек начинает верить, что скрытые знаки есть везде.

Одна группа исследователей подняла архив всех испытаний вакцин, которые были проведены на данный момент. Им было доступно 46 тысяч протоколов. Как мы знаем, все испытания любых вакцин проходят по следующей методологи: есть две группы людей – в первой людям вкалывают физраствор и ждут эффекта плацебо, во второй людям вкалывают реальный препарат. Ни одна из групп не знает, что именно им вводят. После процедуры люди следят за своим состоянием и докладывают о нём. Часть группы, которой вкололи препарат, жаловалась на головную боль, на усталость, на боль в плече. При этом люди, которым вкололи физраствор, также жаловались на боли в плече, усталость, головокружение, тошноту и, внимание, онемение рук и ног. Некоторые даже начали с трудом ходить. Это эффект самовнушения, который построен на когнитивном диссонансе и поиске опасности. Мы понимаем, что над нами провели потенциально опасное действие, и наш организм сам себя в этом убеждает. Поэтому неудивительно, что люди, зная о побочных эффектах, чувствуют их у себя после прививки.

 ̶  Разве реакция на вакцину не индивидуальна у каждого?

 ̶  Организм действительно реагирует на препарат и каждый переносит прививку индивидуально. Однако отчасти свою роль играет и самовнушение.

Снова рассмотрим на примере. Есть девушка Катя, которая уже сделала прививку. У неё есть дальняя родственница Лиза, которая вакцин боится. Катя о прививке рассказывает своей маме и отмечает небольшую боль в плече. Мама в определённый момент звонит Лизе и за разговором говорит: «Маша сделала прививку, у неё болит плечо». Дальше Лиза уже пишет в мессенджерах: «После вакцины у людей начинаются сильные боли в плече». То есть Лиза сама усилила информацию, а также типизировала ситуацию, желая доказать окружающим опасность вакцины. То есть из индивидуального, отдельного случая сделала типичную ситуацию: после вакцинации сильно болит рука.

Это эволюционный механизм. У нас есть ситуация: первобытное время, каменный век. Идёт племя собирателей с вождём во главе. Неожиданно прибегает смотрящий и говорит о движении в кустах, и, вероятно, там лев. У вождя есть несколько секунд для принятия решения. Можно проигнорировать потенциальную опасность, а можно перестраховаться и пойти другим путём. Чтобы это сделать, нужно убедить всё племя развернуться. Тогда вождь объявляет: «Там голодный лев». Он опускает сомнения. Веря в реальную опасность, все прислушиваются к вождю и идут другим путём. Гены вождей, которые игнорировали все предупреждения, нам почти не передались: с наибольшей вероятностью, они всё же погибли от лап хищника. А гены «перестраховшиков» передались хорошо. Вместе с ними и склонность к намеренному преувеличению опасности, во избежание её. Поэтому, чувствуя опасность, люди начинают преувеличивать.

 ̶  Есть также теории о том, что от вакцины умирают.

̶  Уже вакцинировалось немалое количество людей, и число продолжает увеличиваться. Чем больше вакцинированных, тем больше вероятность, что в этой группе встретятся и умершие, и заболевшие. Мы начинаем связывать два пункта: вакцинацию и смерть. Наш мозг любит простые решения, хотя мир устроен очень сложно. Конспирология даёт альтернативные варианты устройства мира, где всё пронизано простыми связями.

К слову, многие забыли, что коллективная вакцинация – не ноу-хау. В СССР, например, был обязательный план по вакцинации детей, а получить медотвод было необычайно сложно. Но благодаря этой жесткой вакцинации, и были остановлены вспышки кори, полиомиелита, дифтерита и других заболеваний. Как только люди перестали прививаться после распада Советского Союза, на территории Украины, России и Казахстана – по этим трём республикам у нас есть обширные данные – снова начались чудовищные эпидемии.

 ̶  Почему люди верят в эти теории и распространяют их?

 ̶  Ты не хочешь вакцинироваться, но тебе надо объяснить это людям. Тогда ты пытаешься демонизировать вакцинацию и вакцинированных, создавая страшилки и распространяя их. Человек может даже не верить в это, но это поможет ему выразить свою позицию и найти союзников.

 ̶  Многие считают, что вакцинированные люди становятся агрессивными.

 ̶  Распространение слухов демонстрирует разлом в обществе. У нас теперь есть две стороны. Одни «за» вакцинацию, другие «против». Эти две группы друг друга всячески преследуют, унижают, распространяют друг против друга слухи. В нашем обществе резко негативное отношение к физической силе, поэтому агрессия канализируется в слова. Это плохой признак, общество начинает распадаться, и его части начинают друг с другом бороться. 

Я прошу людей сохранять спокойствие, и только спокойствие. Получив какую-то информацию, не пересылайте её сразу. Сделайте глубокий вдох, выдержите паузу в 30 секунд, выдохните, а затем внимательно прочитайте полученное сообщение и подумайте, стоит ли оно распространения.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!