Сбер рассказал, как изменились предпочтения «Ивановых»

Очередной опрос, проведённый в сентябре по итогам III кв. 2021 года, вновь зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей

15:19, 25 ноября 2021 Общество
laptop-3087585_1280 (2).jpg
Фото: pixabay.com

Как показало традиционное исследование «Потребительский индекс Иванова», которое ежеквартально проводит SberCIB Investment Research, индекс продолжает показывать устойчивую позитивную динамику. Очередной опрос, проведённый в сентябре по итогам III кв. 2021 года, вновь зафиксировал улучшение настроения и повышение уверенности потребителей по сравнению с предыдущим кварталом – индекс вырос с минус 17 % до минус 16 %. В третьем квартале 2020 года он составлял минус 21 %. Таким образом, налицо восстановление индекса потребительских настроений до среднего значения за 2015–2020 годы, сообщает РИА VladNews.

Ярослав Лисоволик, руководитель SberCIB Investment Research:

«Чувствительность к уровню цен у россиян снизилась. Доля тех, для кого цена – важный фактор при выборе магазина, упала на 2 п. п. относительно предыдущего квартала до 64 %.

Онлайн-бизнес продолжает наращивать аудиторию. В третьем квартале мы обнаружили заметный рост доли опрошенных, которые за последние шесть месяцев хотя бы раз покупали что-то онлайн, – на 19 п.п. до 81 %. Особенно это актуально для небольших городов. Треть респондентов регулярно предпочитает заказывать еду вместо походов в магазины – это на 8 п.п. больше, чем кварталом ранее.

Ещё одно наблюдение – высокий интерес населения к фондовому рынку. Больше половины опрошенных россиян с открытыми брокерскими счетами или планирующих его открыть (52 %) хотят увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев».  

 

Больше всего Ивановы опасаются проблем со здоровьем

Картина опасений Ивановых почти не изменилась. Состояние здоровья по-прежнему беспокоит их больше всего (об этом заявили 60 % респондентов  ̶  на 2 п. п. больше, чем в предыдущем квартале, но на 1 п. п. меньше, чем в III кв. 2020 года). Затем идёт инфляция (50 % опрошенных  ̶  на 2 п. п. больше, чем в предыдущем квартале, и на 6 п. п. больше, чем годом ранее). Доля потребителей, опасающихся безработицы, за год уменьшилась на 7 п. п. (43 %); при этом уровень безработицы среди опрошенных составил 12 %, что близко к допандемическому значению. Доля обеспокоенных экономическим ростом и курсом рубля за год снизилась на 1 п. п. (30 %) и 4 п. п. (20 %) соответственно.

Уровень оценки бизнес-перспектив достиг максимума

На фоне снижения беспокойства по поводу безработицы индекс оценки бизнес-перспектив в III кв. 2021 достиг абсолютного максимума в 18 %, повысившись на 7 п. п. относительно уровня III кв. 2020 года. Этому способствовало уменьшение (на 3 п. п. за год — до 12 %) доли респондентов, ожидавших ухудшения финансового положения компании, в которой они работают, или её банкротства в будущем.

Средняя зарплата за год выросла на 8 %

Исследование свидетельствует о повышении средней месячной зарплаты до 42,9 тыс. рублей в III кв. 2021 года — на 8 % за год. Больше всего зарплаты выросли у респондентов, занятых в тяжёлой промышленности, службе такси, транспортном секторе и общественном питании (примерно на 30 % по сравнению с III кв. 2020 года), а также в сельском хозяйстве (+27 %) и розничной торговле (+22 %). Вероятно, это связано с низкой базой сравнения в III кв. 2020 года и с повышением зарплат ввиду дефицита рабочей силы.

Средний размер сбережений на одного члена семьи составил 54,7 тыс. рублей

Отношение Ивановых к сбережениям улучшилось: по сравнению с III кв. 2020 года доля потребителей, которые считают текущую экономическую ситуацию благоприятной для формирования сбережений, выросла на 3 п. п., а тех, кто считает её неблагоприятной,  ̶  уменьшилась на 4 п. п. В абсолютном выражении средний размер сбережений в расчёте на одного члена семьи увеличился на 5,2 % относительно предыдущего квартала  ̶  до 54,7 тыс. рублей. Между тем отношение сбережений к располагаемым доходам повысилось с 7,6 % в II кв. 2021 года до 7,8 % в III кв. 2021 года, что может быть связано с увеличением номинальных доходов.

На питание Ивановы тратят 38,1 % доходов

Доля расходов на продукты питания в доходах Ивановых достигла 38,1 % против 37,0 % в III кв. 2020 года. Это означает, что население поддерживало расходы на продовольствие, несмотря на ускоряющуюся инфляцию, хотя социальные выплаты, полученные в августе и сентябре этого года, помогли гражданам.

Чувствительность к уровню цен снизилась

Чувствительность респондентов к уровню цен за минувший квартал снизилась. Доля опрошенных, назвавших цену важным фактором при выборе магазина, упала на 2 п. п. относительно предыдущего квартала и III кв. 2020 года  ̶  до 64 %. Поскольку опасения в связи с пандемией сохраняются, доля Ивановых, указавших на меры безопасности, скопление посетителей и очереди в качестве важных факторов при выборе магазина, не изменилась по сравнению с предыдущим кварталом или немного выросла.

81 % Ивановых совершали покупки онлайн в последние полгода

81 % Ивановых совершали покупки онлайн в последние полгода (+19 п. п. за квартал). Особенно сильно (на 21 п. п.) выросла доля клиентов онлайн-магазинов в городах с населением меньше миллиона человек. Предпочтительным способом получения онлайн-заказов остаются пункты выдачи (69 %, как и в марте 2021 года), тогда как курьерская доставка продолжает терять популярность: доля тех, кто ею пользуется, снизилась за квартал на 3 п. п., а в Москве — на 8 п. п.

31 % Ивановых покупают продукты в интернете

Примерно 31 % Ивановых отметили, что покупают продукты онлайн (+8 п. п. за квартал). Чаще всего они делают закупки в СберМаркете (36 %). Самокат и Delivery Club упомянули по 32 % опрошенных. Доля Яндекс.Go (включая Яндекс.Лавку и продукты от сторонних продавцов) составляет 25 %.

Чаще всего Ивановы покупают продукты питания в Сети, когда им нужно сделать запланированный и крупный заказ или спонтанно купить еду (по 30 %). В числе причин продуктового онлайн-шопинга Ивановы также называют закупки еды на ближайшие дни и приобретение товаров, которые трудно найти в традиционных магазинах. Основной фактор при выборе онлайн-магазина  ̶  это цена (36 %), далее идут ассортимент и удобство доставки (по 22 %).

Ивановы всё реже летают лоукостерами

Опрос показал, что темпы восстановления спроса на авиаперевозки снизились. Теперь Ивановы ожидают, что в ближайшие 12 месяцев они совершат на 3 % больше авиаперелётов, чем планировали годом ранее, тогда как, согласно июньскому опросу, потребители планировали увеличить перелёты на 14 %. Доля Ивановых, которые планируют только международные перелёты, в сентябре выросла до 40 % по сравнению с 37 % в июне. На наш взгляд, это связано с возобновлением перелётов в Турцию и другие страны.

Отраслевые данные также говорят об активизации международных перелётов. Доля пассажиров, перевезённых на международных рейсах российскими авиаперевозчиками в августе, увеличилась до 24 %, тогда как в I полугодии 2021 года она составляла 13 %. А поскольку в 2019 году на долю международных перевозок приходилось 43 % совокупного пассажиропотока российских авиакомпаний, сохраняется потенциал для дальнейшего роста.

На фоне увеличения доли международных перелётов продолжила сокращаться доля Ивановых, летающих лоукостерами. Если в I кв. текущего года этот показатель составлял 64 %, то в II кв. он снизился до 61 %, а в III кв  ̶  до 56%. Эксперты SberCIB связывают это с тем, что международные авиаперелёты сейчас, в основном, обслуживают обычные авиакомпании.

94,4 % Ивановых зарегистрированы в соцсетях

У 94,4 % Ивановых (пользователей интернета в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек) имеется профиль как минимум в одной социальной сети (этот показатель не изменился по сравнению с сентябрём 2020 года). Почти половина респондентов пользуется четырьмя и более соцсетями. В среднем Ивановы используют 3,5 соцсети. ВК остаётся самой популярной соцсетью в России: ежемесячно ею пользуются 74 % Ивановых (это на 4,0 п. п. меньше, чем в сентябре 2020 года). Ежемесячное использование за прошедший квартал увеличилось только у двух соцсетей: Instagram (на 1,0 п. п. ̶  до 56 %) и TikTok (на 9,7 п. п. ̶  до 30 %).

У 15 % Ивановых есть брокерский онлайн-счёт

Доля Ивановых с брокерским онлайн-счётом за квартал увеличилась с 14 до 15 %. Ещё 25 % респондентов отметили, что планируют открыть брокерский счёт (+2 п. п.). Доля совершающих операции ежедневно не изменилась по сравнению с июнем (15 %), а доля Ивановых, не проявляющих активности, упала на 3 п. п  ̶  до 23 %.

Более половины респондентов с открытыми брокерскими счетами или планирующих открыть брокерский счёт (52 % в сентябре 2021 года по сравнению с 55 % в июне 2021-го) намереваются увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев. Доля тех, кто не планирует дополнительных инвестиций, не превысила 18 % (+1 п. п.).

Решающим фактором в пользу инвестиций на фондовом рынке выступают низкие процентные ставки по депозитам: об этом в сентябре сообщили 52 % респондентов, (+ 1 п. п.). 59 % опрошенных также отметили в качестве значимых факторов более высокую доходность инвестиций в ценные бумаги, а 56%  ̶  удобство открытия и ведения брокерского счёта в онлайн-режиме (в июне доля таких ответов составила 56 % и 53 % соответственно).

16 % Ивановых имеют подписку СберПрайм или СберПрайм+

Из тех продуктов и услуг, которыми активно пользуются Ивановы в рамках экосистемы Сбера, наиболее широко используются программы лояльности, сервис онлайн-покупки продуктов и развлечения (52 %, 33 % и 26 %). На сервисы Сбера подписаны 16 % респондентов: 14 %  ̶  на базовую программу СберПрайм, ещё 2 %  ̶  на расширенную СберПрайм+.

20 % Ивановых слышали о ESG

В SberCIB продолжают следить за уровнем осведомлённости Ивановых о проблемах ESG, который пока остаётся низким. Менее 4 % опрошенных знают, что такое ESG, а 76 % никогда не слышали о таких стандартах. Однако доля тех, кто слышал об ESG, увеличилась до 20 %. В возрастной категории до 30 лет включительно осведомлённость выше: об ESG знают 5 % респондентов, 24 % слышали об этом термине, но не знают, что это такое, а 71 % с ним незнакомы.

Доля Ивановых, готовых платить больше за товары и услуги, которые наносят меньше вреда окружающей среде, за квартал снизилась с 21 до 19 %. При этом увеличилась не только доля тех, кто не готов платить больше (с 61 до 63 %), но и доля тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров (с 18 до 19 %).