В мировой экономике наступил новый, инновационный этап эволюции источников производственной конкурентоспособности. Если традиционно на передний план последовательно выдвигались: выгодное географическое положение, обладание богатыми и доступными природными ресурсами, благоприятные климатические условия и низкие ценовые факторы производства (прежде всего труда), то в настоящее время акценты смещаются в сторону развития национального научно-технического потенциала и образования, а также наличия благоприятной экономической среды, способствующей ускоренному технологическому развитию страны.
На пути ускорения научно-технического прогресса наука и инновации начали играть ключевую роль в глобальных процессах экономического развития, а научно-технический потенциал страны стал в XXI веке главным фактором выживания в условиях всеобщей конкуренции, будь то конкуренция отдельных фирм или целых стран и регионов. Важнейшим условием эффективной реализации государственной научно-технической политики в создавшихся условиях является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники (на реализующих их программах и проектах, особенно имеющих национальный характер).
Дьявол, как оказалось, кроется в деталях. На практике недостаточно уметь делать научные открытия и создавать опытные образцы в надежде, что кто-то придёт и купит разработку. Все знают истории о передовых открытиях советских и российских учёных, которые в дальнейшем нашли своё воплощение в продуктах массового потребления за рубежом, оставляя нас в недоумении «почему там можно, а здесь нет?» Дело в том, что превращение технических разработок или идей в гражданскую продукцию – дело непростое и сопряжено с большим объёмом административно-бюрократических действий, которые далеко не все «энтузиасты» и разработчики готовы осуществлять. Несмотря на то, что у нас в стране есть огромный потенциал для создания нужных и качественных вещей, большая часть из них так и остаётся в планах, чертежах или красивых макетах.
Адаптируясь под новые экономические и производственные реалии, Фонд инфраструктурных и образовательных программ, входящий в группу Роснано, выступил с инициативой создать сеть региональных центров нормативно-технической поддержки инноваций по всей стране. Главная задача таких центров оперативно и взаимодействовать с локальными и региональными производителями и помогать преодолевать административные и юридические барьеры для вывода инновационной продукции на российские и международные рынки. Такой центр существует и в Приморском крае на базе Дальневосточного федерального университета, тем самым подчёркивая связку науки и образования с производством.
Деятельность Регионального центра ПК включает в себя аналитическую и методическую работу с предприятиями регионов Дальневосточного федерального округа, оказание им информационно-консультационных услуг в сфере решений по ускоренному выводу новой конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на рынки Дальнего Востока России, стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Региональный центр сопровождает малые и средние предприятия в процессах создания нормативной и технической документации (технические условия, карты технического уровня, получение сертификатов на продукцию и т.д.) и проведения необходимых испытаний. Поскольку речь идёт об инновациях, то актуальными становятся вопросы разработки опережающих стандартов и специализированных методик измерений (испытаний). Помимо этого, Региональный центр помогает и с оценкой самого факта «инновационности» предприятий и продукции, что способствует продвижению на рынке.
Региональная инновационная система региона, помимо производителей, предполагает и наличие иных видов организаций, взаимодействие с которыми должно осуществляться комплексно. В этот список можно включить и высшие учебные заведения, генерирующие знания о новых продуктах и процессах, организации, осуществляющие финансирование инновационных проектов и оказание прочих видов поддержки предпринимателям, и органы власти, в чьи функции входит распределение бюджетных средств и создание условий для ведения инновационной деятельности. Таким образом, нормативно-техническое обеспечение гармонично вписывается в систему регионального инновационного производства, покрывая вопросы качества и безопасности новой продукции. Вместе с этим координация деятельности с остальными участниками сложившейся системы помогает достигать большую эффективность поддержки предприятий и разработчиков продукции.
Также для комплексного развития инновационной инфраструктуры региона немалое значение следует уделять и готовности кадрового состава предприятий для освоения высокотехнологичной продукции. В этом направлении Региональный центр ПК проводит деятельность по организации добровольной сертификации студентов вузов в системе «Наносертифика - Кадры для инноваций» по целому ряду востребованных направлений, а также независимую оценку квалификации для опытных специалистов по различным профессиональным стандартам.
Перечисленные меры поддержки инновационных предприятий со стороны Регионального центра должны не только оказать им содействие, но и помочь в развитии рынку инноваций регионов Дальнего Востока в целом.
Дополнительную информацию о деятельности центра и мерах нормативно-технической поддержки инновационным предприятиям можно получить на сайте.