Водителей ждет трудное время: зачем нужен техосмотр после отмены для ОСАГО?

Эксперты назвали подводные камни для неподготовленных автовладельцев и предполагаемые правила получения нового ОСАГО

17:32, 12 июля 2021 Общество
_F1J1649.JPG
Фото: Алексей Воронин, газета "Владивосток"

В России отменили обязательный техосмотр для получения полиса ОСАГО. Для чего теперь его вообще проходить? Корреспондент РИА VladNews связался с автоэкспертами и выяснил, чего стоит опасаться водителям.

Отмена

Проходить технический осмотр (ТО) транспортного средства для ОСАГО больше не нужно. Такой закон приняли в Госдуме 15 июня 2021 года. Норму оформили как поправку ко второму чтению законопроекта. ТО – не обязательная мера с 22 августа 2021 года для полиса ОСАГО. Получить полис раньше можно было только с пройденным ТО и с диагностической картой.

Авторы законопроекта подчеркивают, что мера была нужна давно. Полис ОСАГО определен как "публичный договор". Страховщики обязаны вне зависимости от каких-либо факторов продать полис.

По словам заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергея Ефремова, взаимозависимость ОСАГО и технического осмотра принесла слишком много проблем рынкам обязательной автогражданки и техосмотра.

В РСА среди негативных факторов назвали проблему недобросовестных посредников, предлагавших водителям купить диагностическую карту для заключения договора ОСАГО без фактической проверки автомобиля.

Новый ОСАГО

Теперь для оформления полиса ОСАГО по предполагаемым правилам водителям понадобится три документа: СТС или ПТС (ЭПТС), паспорт и водительские права.

«Страховщиков ждет экономия на выплатах, а автовладельцев – трудные времена»

Есть вещи, которые всегда нужно делать при техосмотре. При этом неважно – добровольный он или принудительный. Об этом рассказал корреспонденту РИА VladNews Дмитрий Парфенов, руководитель департамента продаж компании «Идемитсу Лубрикантс Рус».

«В частности, речь идет о контроле уровня масла, влияющего на стабильность функционирования двигателя автомашины. Одновременно проверяется и сам двигатель по ряду показателей, например, целевой частоте вращения коленчатого вала, дымности отработанных газов. Поэтому необходимость периодического проведения техосмотра жизнь пока не отменила», — рассказал Дмитрий Парфенов.

Автоюрист и руководитель направления ТО и ОСАГО международной сети Fit Service Алексей Поляков вспомнил процедуру европротокола.

Европротокол – упрощённая схема оформления документов о ДТП для получения выплаты по ОСАГО без привлечения сотрудников полиции.

По словам эксперта, ситуация с отменой обязательного техосмотра для ОСАГО похожа на схему европротокола. Страховщики «разводят» автовладельцев в погоне за прибылью, считает автоюрист. Он вспомнил ситуацию в 2016 году: в то время активно вводили процедуру европротокола. Эксперт особо отмечает пункт «Ж» части 1 ст. 14 Федерального закона об ОСАГО. Преимущества европротокола были бесполезны для неподготовленных граждан.

Пункт «Ж» предполагал возможность предъявления к виновнику ДТП регрессного требования. Она была в размере суммы страховой выплаты. Действовал пункт, если виновник не представил личный экземпляр извещения об аварии в свою страховую компанию. После оформления ДТП у виновника было пять дней, чтобы предоставить бумаги:

«Люди этого не делали. А те, кто и делал, не всегда брал документальное подтверждение этого извещения. И страховщики воспользовались своим правом на регресс. В суды полетели сотни тысяч исков. По большей части – это были заявления о выдаче судебного приказа. Его рассматривали в упрощенном порядке. И по этим искам страховщики взыскали с неподготовленных и непросвещённых граждан сотни миллионов страховых выплат. Отличный способ увеличить прибыльность. Примерно то же самое происходит и сейчас», — сравнивает автоюрист Fit Service Алексей Поляков. 

По мнению Полякова, подводный камень находится в статье 14 закона об ОСАГО. Она предполагает регресс в силу закона. Только в этот раз нужно обратить внимание на пункт «И» части 1 ст. 14:

«К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

И) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств», – говорится в законе.

Автоюрист Поляков уверен, что ситуация с огромным количеством исков повторится снова:

«Только в этот раз основанием будет отсутствие действующей диагностической карты, или то, что причиной ДТП является техническая неисправность автомобиля.

Не особо важно, практически у каждого автомобиля есть та или иная неисправность, а доказать, горела или нет (и в какую сторону светила) разбитая в ДТП фара — вообще невозможно. Так что страховщиков ждет экономия на выплатах, а автовладельцев – трудные времена», — подчеркнул специалист.

Кроме этого, Алексей Поляков напоминает автомобилистам о Федеральном законе «О внесении изменений в Кодекс РФ Об административных нарушениях №219-Ф3 от 26 июля 2019 года. Законом внесли изменения в ст. 12.1. За управление без техосмотра водителей штрафуют на 2000 рублей. Эксперт думает, штраф будут собирать автоматически.

«Средний размер выплаты в 2020 году был примерно 68 тысяч рублей. А общий размер выплат может быть очень большим – до 500 тысяч рублей за вред здоровью. До 400 тысяч рублей за вред автомобилю каждого потерпевшего. Учитывая, что участников ДТП может быть несколько, довольно крупная сумма может пойти в регресс. Таким образом, автовладельцу грозит не только штраф (после 1 марта 2022 года), но и сумма регресса от страховой по ДТП», — заключил автоюрист Алексей Поляков.

Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что поправки «облегчат жизнь страховым компаниям и автовладельцам».

Правила прохождения ТО с 1 марта 2021 года

Новые правила действуют со временными льготами. На них настаивал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Согласно постановлению правительства № 275 от 27 февраля 2021 года, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода. Но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.

Не попавшие в данный временной отрезок вынуждены проходить техосмотр по новым правилам. Автомобиль нужно фотографировать, данные заносить в систему ЕАИС ТО. За программу отвечает МВД. Вот критерии для тех, кого это касается:

— срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;

— автомобиль достиг возраста 4-х лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту;

— владельцы автобусов и такси, которые должны, согласно закону о техосмотре, проходить техосмотр раз в полгода.

Чтобы выбрать действительный пункт техосмотра, участники рынка рекомендуют пользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков (РСА): там указаны все аккредитованные пункты техосмотра с действующими сертификатами.

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!