Раньше было лучше: советский учитель высказался о современном образовании

Валерий Семёнов - в интервью РИА VladNews

18:22, 5 июня 2021 Интервью
IMG_8922.JPG
Фото: Алексей Воронин, газета "Владивосток"

Валерий Яковлевич Семёнов, учитель советской закалки, кавалер ордена Почёта, президент фонда Н. Н. Дубинина. Преподаватель с почти 50-летним стажем работы рассказал РИА VladNews, что раньше образование было намного лучше. Валерий Яковлевич считает, что в России сильно упал престиж профессии учителя.

НОВЫЕ РЕФОРМЫ РАЗРУШИЛИ ОБРАЗОВАНИЕ

Начну с того, что ещё 30 мая 2004 года было обращение к нашему президенту от академиков, учителей заслуженных. О том, что ЕГЭ и современная система разрушит классическое образование. Там всегда на первом месте стоял ученик и его образованность. Было не заучивание, а понимание своих предметов. Новые реформы практически разрушили образование. Ученик сегодня – продукт. Нажмёт на нужные кнопки, ответит учителю и забудет, о чём говорил, на следующий день. Были контрольные, были обсуждения, и это закреплялось и оставлялось на всю жизнь. К тому же раньше у учеников были позитивные примеры. Например, герои труда, служащие, учителя, литература. «Поднятая целина» Шолохова, «Как закалялась сталь» Николая Островского. Это личности Суворова, Ушакова, Александрова. Так в нас развивали патриотизм и гордость за свою страну. Любовь. Сейчас почему-то это ушло. В учебниках истории о важных датах и событиях написано по пол страницы – несколько слов. Так не должно быть. У нас есть, за что гордиться в своей стране.

А ГДЕ ГОРДОСТЬ ЗА ТРУД?

 Государство виновато в том, что престижа у учителей нет. Учителя унизили. Можно даже просмотреть деградацию образования на том примере, что по телевизору показывают намного меньше образовательных программ. Больше внимания уделяют криминалу, разборкам. Какие-то мажорные девицы поют - непонятно, о чём. Кругом сплетни.

В ШКОЛАХ ГОТОВЯТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

В то время учили так, чтобы школьник развивался как многосторонняя личность. Сейчас всё заточено на это ЕГЭ. Ребят просто натаскивают к нему и больше ничего. Потом он поступает в институт и получает такие же неглубокие знания. Потому что, уже будучи студентом, он знает, что положит диплом и больше к нему не вернётся. По своей специальности многие не идут. Когда заканчивали мы, мы твёрдо знали, что получим и жильё, и премии, конечно, был стимул работать по той специальности, на которую учился. Сейчас этого нет. К тому же люди шли в институты по призванию к своей профессии. Сейчас из-за ЕГЭ и этой системы многие идут туда, куда смогли поступить по баллам. ЕГЭ – это стресс. Многие из-за этого даже не идут в десятый класс, боятся переживать это. В школах сейчас готовят потребителей, а не созидателей. 

МОРАЛЬ КАНУЛА В ЛЕТУ

Раньше детей учили очень многим вещам. У школьников буквально не было времени на безделье. Почти каждую неделю, если не каждый день - какие-либо соревнования, дополнительные уроки, кружки. Сейчас после звонка на перемену дети садятся на подоконники и утыкаются в телефоны. После школы идут сразу домой и продолжают это делать. Раньше детей воспитывали и учили не только предметам, но и морали: в них старались развить милосердие, добродушие, чувство справедливости и желание помогать ближнему. Сейчас этого нет. 

ИНТЕЛЛЕКТ УПАЛ

Существует статистика, согласно которой ВУЗы отмечают падение интеллектуального и культурного уровня студентов. Всё со школы. Я примерно об этом и говорил. На примере расскажу. На примере знаменитой школы-интерната номер два. Много лет её возглавлял народный учитель Николай Дубинин. Там был свой балет, свой театр. Проводились мероприятия с известными писателями, ученными, героями-пограничниками. Всё это влияло на развитие личности. Его не заталкивали насильно, ему всё было интересно. Сейчас дети идут в школу с неохотой, особенно старшие классы. Конечно, если тебе ничего не интересно, то как можно развиваться интеллектуально и культурно.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ

- Начну с учителя. Ставка учителя за 18 часов – 8 тысяч рублей вместе со всеми дополнительными нагрузками получится 12-13 тысяч, если мне не изменяет память. Чтобы поднять авторитет учителя, нужно поднять ему ставку. Когда говорят, что поднимают зарплату учителю, скорее всего, это значит, что педагогу просто придётся взять ещё больше часов. И это будет уже не учитель, а «урокодатчик».

Нужно защитить учителя в правовом поле. Нельзя на него поднимать руку, оскорблять. Учитель раньше был уважаемым человеком. Потому что его государство поднимало на такую высоту. Далее я бы предложил посвятить больше времени на изучение истории и литературы. Больше внести советских, русских классиков. Убрать ту литературу, которая не даёт гордости за свою страну. Больше сделать нужно государственных школ, а за элитными и частными школами нужен больший контроль. Кроме того, нужно уделить время воспитанию. Сейчас мы видим, что в школах процветает хулиганство. Сильный бьёт слабого. Девочки дерутся! В советское время такого не было. Всегда учили тому, что слабым нужно помогать.

Ещё нужно учителей разгрузить от лишних бумаг. Оставить больше творчества. Педагог должен выбирать, как действовать. Не должна быть программа такой строгой, что нельзя сделать шаг в сторону.

Конечно, нужно ещё работать и над повышением качества образования детей.   

От редакции: позиция РИА VladNews может отличаться от мнения интервьюируемого. Соглашаться со спикером или нет – дело исключительно читателя. Материал построен на словах и мнении Валерия Семёнова.