В Приморской государственной картинной галерее открыта выставка «Сокровища Нижегородского художественного музея. От Саврасова до Малевича». Экспозиция содержит в себе не только картины Приморской галереи, но и привезенные из Нижегородского художественного музея. Жанровое разнообразие полотен даст возможность посетителям выставки самостоятельно проследить, что из себя представляла русская живопись второй половины XIX – начала XX веков и каким изменениям в течение этого времени она подверглась, сообщает РИА VladNews.
Первый выставочный зал посвящен картинам XIX века и начинается он с пейзажей. Пейзажи того времени выполнялись по единому академическому принципу композиции: на переднем плане преобладает зеленый цвет, на среднем - коричневый, а на заднем - цвет неба. Поражает то, как детально и естественно удалось художникам перенести на свои полотна бесконечные и красивые просторы русской природы. Перед глазами словно не картина, а фотография, настолько реалистично все выглядит.
(Каменев Лев Львович, Пейзаж с избушкой, 1859 г.)
(Клевер Юлий Юльевич, Сосны, 1896 г.)
Своим вниманием к деталям удивляют не только пейзажи, но и портреты. Вот, например, картина знаменитого художника Ильи Ефимовича Репина «Робкий мужичок». Через невербальные сигналы художнику удалось отобразить робость мужчины: он сутулится, губы словно поджаты, борода и взъерошенные волосы. Неловкость передается и через композицию: обычно люди на портретах Репина изображаются в середине, но здесь видно, что мужичок нарисован чуть левее, словно он боится находиться в центре внимания. Но что больше всего привлекает в картине - это пронзительный взгляд голубых глаз. В нем словно читается некая сила и бунтарский характер.
(Репин Илья Ефимович, Мужичок из робких, 1877 г.)
Следующий портрет Репина - «Христос». Необычный и интересный образ репинского Иисуса не похож ни на один академический образ Христа. При первом взгляде на картину и не скажешь, что это Иисус Христос. Однако и простым человеком изображенного на портрете не назовешь. Он словно мудрый путник из прошлого, готовый нести людям свои мысли и добро.
(Репин Илья Ефимович, Христос, 1884 г.)
Василий Иванович глубоко увлекался историей России, чтобы придать своим картинам достоверности и жизни.
«Гребцы» - этюд к одной из последних картин Сурикова «Степан Разин». Интересно, что у всех гребцов одинаково подняты весла. А художник изобразил весла в таком положении, чтобы придать картине движение, и ему это удалось. Смотря на картину, чувствуешь силу гребцов: они ритмично и активно работали. Чтобы описать реку, художник совершил путешествие по Волге до Астрахани, чтобы понять ширь и великолепие Волги.
(Суриков Василий Иванович, Гребцы (этюд к картине «Степан Разин»), 1902 г.)
Следующие картины впечатляют тем, что по ним можно придумывать целые истории. Одна из таких картин «Получение пенсии» Владимира Егоровича Маковского. Сразу в глаза бросается грозная на вид старушка, расположенная на переднем плане. В руке у нее большая пачка ассигнаций, что говорит о немаленькой пенсии, а значит старушка может жить на широкую ногу. Сзади стоит молодой человек и словно заглядывает за плечо женщины. Можно предположить, что он полностью от нее зависит. Мужчине слева не так повезло, ведь ассигнаций в его руке совсем мало и еле сводит концы с концами. Парочка других стариков стоит у таблички «курить», пожилая женщина угощает мужчину табаком. Может это ее друг, а может и вовсе не знакомый человек. Удивляет нахождение в пункте выдачи пенсии молодой девушки, которая явно чем-то опечалена. И что это за пожилая пара рядом с ней? Можно предположить, что это ее бабушка с дедушкой или неизвестные ей люди, просто подсевшие на свободные места, чтобы дождаться своей очереди. По этой картине можно много чего еще додумать, но точно ясно одно: в то время люди жили по-разному, по-разному получали пенсию и тратили ее на разные нужды.
(Маковский Владимир Егорович, Получение Пенсии, 1876 г.)
Второй зал посвящен живописи начала ХХ века, когда художники начали отрекаться от правил академизма. Творцы не стремились изобразить всю подробность реального мира, они превращали окружение в формы и с помощью них писали свои картины.
«Косарь» Казимира Севериновича Малевича попал в Приморскую государственную картинную галерею из-за пандемии, потому что его не могли вывезти за границу. Здесь наглядно видно, что человек, словно картонная кукла, создан из разных форм, а цвет его одежды создает впечатление, что на нем нечто вроде доспехов. Даже в книге поступлений Нижегородского музея эта картина записана как «Рыцарь в железных доспехах».
(Малевич Казимир Северинович, Косарь, 1912 г.)
«Натюрморт» Ольги Владимировны Розановой больше похож на детский рисунок, однако впечатляет своим разнообразием форм, яркой краской и резким контрастом цветовой гаммы. На картине больше преобладают темные, словно грязные, цвета, но взгляд все равно стремится к ярким розовым бутонам.
(Розанова Ольга Владимировна, Натюрморт (розовые цветы), 1913 г.)
Вот так от проработанных деталей, реалистичного изображения окружающей действительности русская живопись пришла к простым фигурам, а иногда и абстракциям. Выставка продлится до 11 июля, поэтому каждый желающий может насладиться русским изобразительным искусством, внимательно рассмотреть каждую картину и найти ту, что оставит след в сердце.