2021 год объявлен годом науки. В крае он может пройти в федеральном формате. Приоритетные события, которые будут тиражироваться в регионах, войдут в основу плана мероприятий года науки. Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко на втором заседании президиума оргкомитета по проведению в России года науки и технологий, которым объявлен 2021 год.
«Нам важно активное участие всех субъектов РФ, которые на своем уровне подхватят федеральные форматы и будут развивать их на местах. У нас есть понятные цели и задачи, под которые создается план. Речь идет о привлечении талантливой молодежи в сферу науки и технологий. И здесь нужно показать, какие возможности есть у ребят для самореализации. Далее - повышение вовлеченности профессионального сообщества в научно-технологическое развитие, задача - отразить востребованность профессии ученого и перспективы исследовательской карьеры в стране. Помимо этого, важно донести до населения ключевые достижения отечественной науки, результаты исследовательской деятельности за последние два десятилетия, показать, чем сегодня живут и какие задачи решают наши ученые», - сказал Чернышенко.
Президент Российской академии наук (РАН) Александр Сергеев в свою очередь предложил организовать в регионах пространства науки и технологий, представляющие возможности и успехи научно-промышленных кластеров на местах.
«Год науки и технологий предоставляет хорошую возможность создания устойчивых каналов трансфера научных открытий в технологические решения. В этой связи одной из целей мероприятий является организация крупных площадок для эффективных контактов промышленников и ученых, добившихся определенных успехов в продвижении своих открытий в сферу технологий», - заметил глава РАН.
По мнению кандидата политических наук, доцента кафедры Тихоокеанской Азии Восточного института ДВФУ Виктора Бурлакова, чтобы привлечь молодежь в науку, все способы хороши, будь то онлайн или офлайн-форматы. Чем больших различных мероприятий, в том числе привычных выставок, научных конференций, тем лучше. Площадки для гуманитарных и технических коммуникаций необходимы всегда. Но не менее важным фактором развития науки является прямое общение научного сообщества, научных деятелей между собой, как сейчас говорят, офлайн. Прямой диалог, обмен мнениями, дискуссии позволяют выработать интересные подходы к изучению проблем, обсудить важные нюансы научных исследований. Для науки подобный формат бесценен и предполагает наибольшую результативность. С другой стороны, онлайн-формат эффективен для конференций большого масштаба, повышения квалификации, демонстрации презентаций. Одновременно не должно быть перекосов - предпочтения офлайн или онлайн-формата в научных изысканиях, каждый из них имеет свою цель и, как говорят, свой набор компетенций.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии Школы гуманитарных наук ДВФУ Оксана Лобода считает, что постановка акцента на мероприятиях, которые привлекают внимание к науке, очень правильна, в том числе на определенных направлениях научной деятельности, которые сегодня интересны для развития технологического потенциала государства. Но важен не только формат подачи информации - онлайн или офлайн - у каждого формата есть своя цель. Однако для студента важна минимизация разрыва между практическим применением достижений, исследований и реальной средой. Они должны гармонично вписываться в реальную практическую среду. В данном случае не важно касаются ли исследования естественнонаучной сферы, либо гуманитарной. Важно, насколько готово общество использовать предложенные инновации. Молодые люди должны видеть смысл в научной деятельности. Не итоги, связанные с количеством выполненных задач, а качество их выполнения. Первая проблема, которая возникает в образовательной среде – осмысленность, практикоориентированость.
«Если мы хотим привлекать ребят в онлайн-коворкинги и похожие мероприятия, то не должны девальвировать ценность академический лекций дискуссий. Зайти можно с любой риторикой и в любом формате, но как сделать так, чтобы удержать студентов, начинающих ученых, не обесценить свою позицию, то, что представляет собой сам лектор или тьютер. Хороший педагог приподнимает планку для студента, а не упрощает мир. Т.е. дело не в формате и не в форме, а содержании, манере, методике, технологии, подачи материала», - убеждена наша собеседница.
Добавим, что на данный момент в Минобрнауки поступило более восьми тысяч предложений относительно проведения научных мероприятий и их концепции от российских исследовательских институтов, вузов, федеральных и региональных органов власти, общественных организаций. Все инициативы прорабатываются. Основная часть плана будет включать в себя около 70 главных федеральных мероприятий, из которых 60% составят различные форумы, выставки, научно-практические конференции международного, всероссийского и регионального уровней. Предполагается, что вовлеченность аудиторий в онлайн- и офлайн-форматы составит не менее 50 млн человек.