Второй шанс на жизнь: как изменился подросток после колонии?

История, которая перевернула жизнь парня из Владивостока

6:47, 28 декабря 2020 Общество
Безымянный.jpg
Фото: pixabay.com

Многие подростки пытаются какими-то действиями обратить на себя внимание, зачастую эти самые действия могут оказаться противозаконными, а несовершеннолетнему приходится нести наказание. В декабре 2019 года РИА VladNews рассказывало историю подростка из Владивостока, который оказался в колонии для несовершеннолетних. Маме подростка Людмиле (имя изменено редакцией) при поддержке сотрудников учреждения удалось сделать всё, чтобы её сын вновь оказался на свободе – мальчика в конце прошлого года выпустили по УДО (условно-досрочное освобождение). Сегодня парень вновь живёт совершенно обычной жизнью, закончил школу, поступил в колледж, помогает маме по дому и строит планы на дальнейшую счастливую жизнь.

Корреспондент агентства Анастасия Полетаева вновь встретилась с Людмилой и узнала, как изменилась жизнь её сына после освобождения, как помогали сотрудники колонии тому, чтобы ребёнок быстрее оказался дома. На встрече присутствовал и сам Макар (имя изменено редакцией), который рассказал о жизни за колючей проволокой, личностных изменениях и планах на будущее.

Мальчика воспитывала одна мама…

Напомним историю, которую Людмила рассказала нам год назад. Мальчика воспитывала одна мама, но с самого рождениями ему прививали общепринятые моральные ценности, поэтому случившееся стало настоящим шоком для матери. Редакция VladNews не может публиковать подробности дела без согласия родителей. Людмила не хочет публично вспоминать историю, которая перевернула жизнь её семьи.

«Мне даже в голову не приходило, что некоторые вещи нужно объяснять, а оказывается - нужно, особенно мальчику, особенно, когда нет рядом мужчины. Меня тоже этому никто не учил, и сейчас я это понимаю, но знать бы об этом раньше…», - вспоминает Людмила.

Тогда женщина призналась, что самым тяжёлым для неё был судебный процесс, во время которого она чуть не сошла с ума. Людмила даже готова была сама лично понести наказание, лишь бы её ребёнок был на свободе.

Но в 2019 году состоялся ещё один суд, на котором было принято решение об условно-досрочном освобождении мальчика.

Жизнь в колонии для несовершеннолетних

Находкинская воспитательная колония – единственное учреждение в Приморском крае, где отбывают наказание несовершеннолетние осуждённые. В особых случаях возраст осужденных может быть 19 лет. На сегодняшний день в учреждении содержатся 35 воспитанников, пять из них находятся в облегчённых условиях, три – в льготных. В колонии содержатся осужденные из четырёх регионов: Приморский край, Амурская область, Сахалин и Чукотка.

Отметим, что на льготных условиях осуждённые подростки живут «за забором» колонии, у них есть своя кухня, душтелевизор, они находятся на полувольных условиях – это переход к жизни на свободе. Воспитанники также продолжают учиться, работать, но при этом имеют больше привилегий, могут с сопровождающими выезжать в кино, театры и музеи.

Как рассказал начальник учреждения, полковник внутренней службы Жуминов Бауржан, именно льготные условия помогают подросткам пройти «курс реабилитации» перед освобождением:

«В нашем учреждении имеется общежитие для осужденных, отбывающих наказание в льготных условиях, общежитие находится за пределами режимной территории. В данный момент трое осуждённых, которые характеризуются положительно, не имеют взысканий, имеют поощрения, отбывают наказание в помещении за территорией учреждения. Это мы делаем для того, чтобы осуждённые имели возможность перед освобождением пройти курс реабилитации, подготовиться к освобождению, быть более готовыми к тому, что после колонии они могут свободно перейти к вольной жизни», - рассказал Бауржан Жуминов.

После суда Макара отправили отбывать наказание в колонию для несовершеннолетних. Адаптироваться к условиям содержания ему помогали сотрудники колонии, они с самого начала старались сделать всё, чтобы подросток хорошо закончил школу. Мальчику удалось перейти на льготные условия содержания, благодаря чему он жил «за забором» колонии – в полувольных условиях.

Разговаривая о жизни в колонии, у Макара видна боль в глазах, но парень признаётся, что пережить все трудности ему помогли сотрудники.

«Пока я был в СИЗО, сотрудники всегда пытались меня успокоить, разговаривали со мной очень много, часто вызывали к себе, чтобы я отвлекался от одиночества в камере, в которой находился один. Потом, уже в НВК, когда я уже привык, что нахожусь в колонии, меня переместили в отряд, где находились и другие подростки, мне предстояло привыкнуть жить в новом обществе. Со мной проводили много тестов, это помогало отвлечься от проблем. Сотрудники очень часто рассказывали, что происходит на свободе, это мне давало больше сил стремиться к освобождению», - вспоминает парень.

Что касается взаимоотношений между воспитанниками, то складывались они по-разному. Как рассказывает Макар, в колонии содержатся разные по характеру люди, поэтому найти со всеми общий язык довольно сложно.

«Я старался хорошо учиться, чтобы попасть в облегчённые условия, и сами сотрудники мне помогли, они дали мне хорошие рекомендации. Я принимал участие в различных мероприятиях, чтобы показать, что я изменился».

Стоит отметить, что, находясь в колонии, осуждённые подростки имеют возможность получить не только школьное образование 11 классов, но и профессиональное. Так, с ребятами проводится большая работа, направленная на их успешное будущее на воле.

«Наша колония, как и вся система, ставит перед собой цель – это исправление осуждённых. Средствами исправления являются режимные требования, воспитательная работа, общественно-полезный труд и получение осуждёнными общего и профессионального образования. Поскольку в учреждении отбывают наказание несовершеннолетние осуждённые, делается упор на получение общего и профессионального образований, а также на воспитательную работу. У нас для получения образования осуждёнными имеется средняя школа и профессиональное училище, где они могут освоить девять специальностей: сварщик, пекарь, швея и многие другие. Это те профессии, которые востребованы на рынке труда. По окончанию в школе 11 классов осуждённые сдают экзамены, чтобы ребята после освобождения могли поступить в средние или высшие учебные заведения», - рассказал начальник учреждения, полковник внутренней службы Жуминов Бауржан.

IMG_1103.JPG

«Я знала, где находится мой ребёнок»

Людмила с болью вспоминает время, когда её сын находился в колонии. Женщина рассказывает, что довольно часто посещала учреждение, поэтому видела, что происходит с её ребёнком и как он себя чувствует.

«Я знала, где находится мой ребёнок, знала, что он под наблюдением. Я довольно часто посещала это место, поэтому знала всё, что с ним там происходит, как он себя чувствует. Конечно, экстраординарного ничего не происходило, но если бы что-то случилось, то я бы сразу же узнала. Слава богу, все закончилось. Он учился и учился хорошо, его всегда хвалили, наверное, за счёт этого ему и удалось выйти по УДО. Он там получил несколько образований, у него есть корочки сварщика, повара и оператора ЭВМ», - рассказывает женщина.

Творческие уроки для несовершеннолетних осуждённых

Большое внимание в колонии уделяется и дополнительным занятиям, которые посещают осужденные. Так, для несовершеннолетних на территории учреждения работают 11 кружков с различным уклоном: интеллектуально-развивающие, спортивные и творческие. Сын Людмилы в колонии начал заниматься в кукольном театре «Рампа», который регулярно выезжает в подшефный реабилитационный центр «Альбатрос» в Находке. В 2019 году было принято решение о сотрудничестве с детским домом в селе Екатериновка.

«Мы организовали кукольно-театральный кружок «Рампа», который пользуется популярностью у воспитанников. Ребята готовят представления для маленьких зрителей – это реабилитационный центр «Альбатрос», дом инвалидов в селе Екатериновка. Ребята очень любят наши сказки и представления. У нас есть куклы, которые нам подарил театр кукол города Находки, но есть и те, которые мы с мальчишками делаем сами. Ребята сами участвуют в составлении сценариев для спектаклей. К некоторым праздникам мы готовим поучительные спектакли. Принимая участие в нашем кукольном театре, дети учатся сочувствию, восприятию чужого горя, они становятся на первую ступень своей неповторимой индивидуальности таланта, раскрывают в себе новые чувства», - рассказывает Татьяна Савченко, педагог-учитель.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Вспоминая о колонии, Людмила признаётся, что большое влияние на её сына оказали воспитатели, которые всё время работали с мальчиком. Поэтому после освобождения Макар показал себя как настоящий мужчина, он стал более уверенным в себе и целеустремлённым.

«Я сама видела отношение к нему. С одной стороны, это было строго, а с другой – по-отцовски. Наверное, это правильно, особенно для мальчиков, тем более он воспитывался только мной одной. Но для него это было нужно. Когда он оттуда вышел, я не скажу, что он там стал хуже, нет, он стал лучше, как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Он стал более уверенным в себе, он многому научился, мы сейчас делаем капитальный ремонт дома с ним вдвоём, он практически делает всё сам, я на подмоге. В колонии он научился держать любой инструмент, он там стал мужчиной», - говорит мама подростка.

Женщина отмечает, что сын вышел по УДО - это заслуга сотрудников учреждения.

«Учителя его хвалили и поддерживали, замечательные воспитатели там, психолог с ним работал, это было видно. Мой сын там много работал и ему некогда было думать о чем-то, он готовился к тому, чтобы выйти, он шёл к своей цели», - рассказывает Людмила.

Второй шанс на жизнь

После освобождения из мест лишения свободы Людмила наняла для сына репетиторов. Несмотря на то, что в колонии мальчик учился хорошо, ему предстояло сдать экзамены в 11 классе, поэтому нужно было подготовиться более серьёзно. Макар вернулся в школу, в которой учился с первого класса.

«Там его взяли с удовольствием, они его знают и были рады, что он вернулся. Он там доучился, прекрасно закончил, у него не было в школе никаких проблем. Все всё прекрасно понимали, его знали с маленького, поэтому никто и не верил, что он мог что-то плохое сделать», - рассказывает Людмила.

В буквальном смысле слова, Макар после освобождения не поднимал головы от учебников, всё время он учился. Школу закончил на одни четвёрки, но экзамены, к сожалению, удалось сдать не все, помешала пандемия.

Как и мечтал, Макар подал документы в медицинское училище, но из-за большого конкурса ему не удалось пройти по баллам. Но парень не теряет надежды, и готовится к поступлению на следующий год.

Чтобы не терять время, было принято решение пойти учиться в обычное училище по специальности автомеханик.

Сейчас Макар вместе с мамой ждут гражданского суда, где будет рассматриваться вопрос о полном снятии судимости.

Ребёнку надо дать возможность найти свой путь

О прошлом Людмила вспоминает неохотно и признаётся, что ещё раз такого удара не переживёт.

«Он знает, что вся эта ситуация сказалась на моём здоровье очень плохо и ещё раз подобного я просто не переживу. Но я вижу, что он старается, практически никуда не ходит, занимается только домом или учёбой. У него один всего друг, мой мальчик никуда не лезет», - отмечает Людмила.

В настоящее время у парня есть свой жизненный план, к исполнению которого он стремится.

«Самое главное ребёнку дать возможность найти свой путь и, так сказать, помочь к нему прийти».

Когда Макар находился в колонии, его всё время поддерживал друг детства. 

«Я надеюсь, что эта дружба очень надолго. Таких друзей, которые поддерживают в трудные времена – их очень мало», - говорит Людмила.

Планы на будущее

Сейчас Макар живёт обычной жизнью и строит планы на будущее.

«Я хочу стать ревматологом. Это мечта с класса пятого, всегда мечтал вправлять людям кости и помогать при спинных заболеваниях», - рассказывает парень.

Сотрудников колонии Макар вспоминает с теплотой.

«Они дали мне много советов при освобождении, чтобы не потеряться как некоторые освобожденные, которые переходили на наркотики, потому что терялись в мире, от которого они, так сказать, отстали за это время. Я быстро освоился и смог жить и привыкнуть к свободе».

Во время нахождения в колонии парень получил три образования: сварщик, повар, оператор ЭВМ. Эти специальности помогают ему в жизни. Макар признаётся, что полюбил готовить, а самое его любимое блюдо – борщ.