Приблизительно 140 жительниц Владивостока, по данным медицинской статистики, ежемесячно отправляются на аборт. Причем это лишь те, кто обратился в государственные женские консультации. Тех, кто решает проблемы в частных клиниках, в этой статистике нет, сообщает РИА VladNews со ссылкой на газету "Владивосток".
Посещение психолога – обязательная процедура, на которую в женских консультациях направляют тех, кто, узнав о своей беременности, решился на аборт. Спрашивается – зачем? Прерывание беременности для подавляющего большинства женщин – это вымученное решение, подтвержденное отсутствием альтернатив. Чем в этой ситуации помогут психологи? Определенно не решат жилищный вопрос и уж точно не обеспечат финансовой подушкой безопасности хотя бы на период беременности и декрета…
Паника или здравый выбор?
– Мы ни в коем случае не отговариваем женщин отказаться от аборта, – рассказывает медицинский психолог Центра психопрофилактики и медико-социальной помощи Владивостокского клинико-диагностического центра Наталья Колесник. – Наша работа прежде всего заключается в том, чтобы узнать у женщины, что повлияло на ее решение и рассматривался ли в принципе вариант, при котором беременность сохраняется, ребенок остается. Как правило, женщины, пребывая в панике, очень быстро принимают решение и не хотят задумываться о сложившейся ситуации. Ведь, по идее, задуматься – это, считай, начать привязываться к ребенку, от которого она уже решила отказаться. А она себе этого позволить не может даже подсознательно!
Кроме того, предабортная консультация – это возможность для женщины озвучить свои переживания, которые, к слову, не всегда связаны с беременностью. В качестве причины для принятия именно такого решения женщина может озвучить и возможные проблемы с работодателем в случае ее ухода в декрет, рассказать о сложных отношениях с отцом ребенка, о трудностях в воспитании уже имеющихся детей.
Фантазии о бедности
По словам психологов, один из частых страхов женщин, уже имеющих детей, таков: а вдруг с появлением маленького старшие окажутся обделенными? Мамы, сами недополучившие чего-то в детстве (без разницы, материальные это радости или просто внимание родителей), стараются все эти «лишения» компенсировать при воспитании уже своих детей. И порой аргументом в пользу аборта становится «рожу еще одного, и старшему не хватит на получение образования». При этом, как уверяют специалисты, зачастую страхи типа «а вдруг старшие дети будут обделены, если появится еще один ребенок, вдруг им не хватит средств на занятия в студиях» являются лишь фантазией самих мам.
– Честное слово, для многих сесть и посчитать доходы-расходы представляет большую сложность, нежели принять решение: сохраним мы ребенка или нет, – удивляется Наталья Александровна.
– Зачем убеждать женщину в том, что аборт – это плохо? Она и так это знает! Дополнительное убеждение лишь еще больше нагрузит ее чувством вины и стыда, – вступает в разговор коллега доктора Колесник Таира Шершеева. – А из-за того, что она будет заниматься самобичеванием, ей просто может не хватить сил и ресурсов на общение с теми детьми, которые у нее уже есть.
Согласитесь, ситуации бывают разные. Хорошо, когда есть с кем разделить ответственность и сложности рождения ребенка, – любимый мужчина либо родные люди. Другое дело, если ты оказался с проблемой один на один и, тщательно проанализировав свои возможности, резервы, осознаешь: ситуацию не вытянешь.
Опасно! Не повторять!
– Но и в этом случае с женщиной нужно работать. Если она пройдет прерывание беременности и будет жить дальше, словно ничего и не произошло, то опыт вновь может повториться, – считает Таира Тимуровна. – Это в любом случае потеря, и ее важно отгоревать. А еще она должна осознать, что причины, по которым она вынуждена прервать беременность, – это не отговорки, и отнестись к этому шагу, как ни странно это звучит, с пониманием: действительно никаких альтернатив не было. Все это необходимо для того, чтобы дальше жить без боли, не травмировать себя чувством вины и избегать повторов подобного.
– Отпуская женщину после консультации, мы ни в коем случае не заставляем ее тут же озвучить решение. Она задумалась о возможностях иного варианта, и это уже хорошо, – объясняют психологи. – По большому счету, наша задача заключается в том, чтобы запустить процесс сомнений: а на самом ли деле выбранное решение единственно верное?
Мама сказала!
Пожалуй, отдельного разговора заслуживают молодые пациентки – 18-19-летние (бывают и младше) девушки. Одной из основных причин прерывания беременности для них является нежелание… расстроить родителей. А также влияние самих родителей на их решение. Вроде и сама девчонка не против рождения малыша, и ее молодой человек за создание семьи, вот только мамы категоричны в своем нежелании становиться бабушками. По идее, психологам с ними бы поработать…
Для многих представление о рождении ребенка – это обязательно слом привычного жизненного уклада. И тут другой вопрос: откуда эта уверенность, особенно если саму пациентку мама родила в довольно молодом возрасте? Тем более что есть примеры, и их много, когда рождение ребенка ничуть не ломает жизнь, напротив, становится стимулом для новых достижений.
Беременность как лотерея
Приблизительно каждая пятая женщина, посещающая предабортное консультирование, говорят специалисты, из числа тех, кто с помощью беременности решил проверить на крепость свои отношения: подвигнет ли объявление о будущем отцовстве мужчину на женитьбу или нет?
Абсурдность ситуации заключается в том, что в этой категории не только глупые молодые девчонки, но и взрослые, вроде бы умудренные жизненным опытом женщины, от 30 лет и старше. Причем наличие или отсутствие других детей не влияет на принятое ими решение.
Интересно, что и отношение мужчины к аборту по большей части зависит от того, как к этой процедуре относится сама женщина.
– Отправляя жену или любимую девушку на аборт в первый раз, он, может быть, еще задумается о том, насколько для нее эта процедура может быть опасной, насколько она для нее может быть морально или психологически тяжелой. Но вот все последующие случаи проходят все легче и легче, уже без страхов и душевных терзаний. Особенно если она сама относится к аборту, как, допустим, к посещению педикюрши…
Позволяйте девчонкам гневаться
Среди тех, кто приходит на доабортное консультирование, женщины разных возрастов, но преобладают все же те, кто либо уже подходит к 30-летнему возрасту, либо уже перешагнул его. И вот удивительное дело: как взрослая, опытная женщина, зная, что за сексом может последовать беременность, допускает, чтобы это случилось? Понятно, что забеременеть можно и при использовании презерватива, и со спиралью, и принимая оральные контрацептивы (как говорится, стопроцентную гарантию может дать лишь отсутствие секса в принципе), но все же…
– Почти 80 процентов женщин, приходящих на процедуру прерывания беременности, не используют контрацепцию вообще, – рассказывают психологи. – Кто-то надеется на естественную (календарную) контрацепцию, кто-то на прерванный половой акт. Многие идут на поводу у мужчин, которые «просто не любят с резинкой». Другой вопрос: почему женщина не отстаивает свои права? Боится потерять мужчину? Который, заметьте, в случае нежелательной беременности ответственность за свои предпочтения в сексе переложит на ваши плечи, на ваше тело. И здесь появляется еще один вопрос: когда вы потакаете партнеру, отказываясь от защиты, достаточной ли мотивацией является ваше убеждение в том, что «зато он меня любит, зато он сейчас со мной»?
Ответ на этот вопрос один, и уходит корнями он в детство: насколько бережно относились к женщине, когда она была девочкой, насколько позволяли ей сердиться, выплескивать свой гнев. Именно таким образом мы выстраиваем свои границы. И, как ни странно, именно от этого зависит наш уровень самооценки во взрослом возрасте. Увы, хорошая девочка для родителей и окружающих – это значит плохая для самой себя, в будущем не умеющая защитить свои интересы. Но это уже тема совершенно другого разговора.
А пока еще раз проверьте, правильно ли вы поставили запятую в заголовке…
Анжелина ШИЛАН, газета "Владивосток"