Психолог ГУФСИН по Приморскому краю: Террорист живёт в состоянии страха

Анна Сыч – о работе с осуждёнными лицами за террористические и экстремистские преступления и их предотвращении

11:50, 20 июля 2020 Интервью
ur1xUlIcsWg.jpg
Фото: ГУФСИН России по Приморскому краю

Многие люди задаются вопросом, кто такие террористы и есть ли они среди нас. Современные подростки, имея беспрепятственный доступ в Интернет, могут попасть в запрещённые организации. Как не допустить этого и какая работа ведётся с гражданами, осуждёнными за террористические и экстремистские преступления, рассказала корреспонденту РИА VladNews начальник психологической службы ГУФСИН России по Приморскому краю майор внутренней службы Анна Сыч.

- Анна, что такое терроризм?

- Терроризм – это всегда вызов обществу. Можно выделить ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления человека на путь терроризма: защита своего «Я» путем постоянной агрессивно-оборонительной готовности; недостаточная личная идентичность, низкая самооценка,  переживание большой степени социальной несправедливости. Для личности террориста характерно то, что весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Поэтому организация накладывает жесткие требования на индивидуальность человека, ограничивая свободу его выбора.

- Кто чаще всего становится террористами?

- Существует ошибочное мнение, что террористы - это люди исповедующие ислам, однако это не так. Люди, которые присоединяются к террористическим группам, принадлежат к разным культурам, имеют различное этническое происхождение, исповедуют разные религии, придерживаются разных идеологий.

В  большинстве случаев террористы – это молодые люди в возрасте от 20 лет, плюс-минус пять лет, получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре, чаще одинокие люди, не имеющие близких родственников или потерявшие связь с семьей; глубоко верующие, в их сознании присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней. Эти представления, скорее всего, дополняются актуальной психической травмой, связанной с реальными фактами гибели родных, близких или просто соплеменников, нередко – непосредственно на глазах у будущего террориста.

- Люди, которые вступают в террористические группировки, имеют какие-то психические отклонения?

- Отсутствие эмоциональных связей в детстве в последующем обычно компенсируется в их идеологическом или религиозном варианте, в частности, в фанатической преданности тем или иным лидерам или идеям (вплоть до идей богоизбранности) и религиозно-утопическим мечтам о совершенном мире (с весьма упрощенными представлениями о нем).

Несомненно, напрашивается вопрос в отношении террористов: быть может, это просто сумасшедшие? Психологические исследования  личности террориста отраженные в литературе приводят к выводу, что у данного контингента людей нарушен процесс адаптации и социализации личности, а также наблюдаются отклонения в поведении. Данные нарушения в психологии и носят название «пограничных состояний» или психопатические патологии характера, при которой у субъекта наблюдается необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. Для данного человека очень сложно адаптироваться в любом социуме, его будут считать изгоем. Стоит отметить, что в целом это далеко не сумасшедшие люди. Проявления психопатии достаточно разнообразны, в наиболее простом варианте отдельные черты характера могут заостряться или акцентуироваться. Конечно же, далеко не все психопаты становятся преступниками и террористами и террористами, но наличие данной симптоматики включает этих индивидов в группу риска. Под влиянием определенных обстоятельств они  скорее встанут на путь правонарушений, чем личности без психопатологических наклонностей.

- Давайте попробуем составить портрет личности террориста…

- Если мы будем составлять портрет личности террориста, то он примерно может выглядеть следующим образом:

Это активные люди, настойчивые, упрямые, любители острых ощущений. Возможно застревание каких-либо мыслей в сознании, что говорит о склонности к «сверхценным» идеям. Часто развиваются бурные вспышки гнева, ведущие к насильственным действиям. Обычно это психопаты крайне нетерпимы к мнению окружающих, не выносят противоречий и противодействий. К этому надо прибавить огромный эгоизм и чрезвычайную требовательность. Они подозрительны, обидчивы, готовы все критиковать и исправлять. Им недоступно чувство сострадания и симпатии, зато они способны на действия, выходящие за рамки закона. Логика террориста крайне искажена. Мышление также имеет ряд характерных отличий, так как сознание террориста должно быть подготовлено для ведения борьбы с противником. Террорист живет в состоянии страха, настороженности и напряжения, это порождает хронический стресс. Несомненно, данные личностные расстройства будут проявляться и в поведении.

- Кто находится в зоне риска?

- Несмотря на то, что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Можно выделить такие группы риска: дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков); так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение; подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события; представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением; члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность. Террористы все чаще используют детей и подростков для своих страшных дел. В некоторых странах, где существуют их действующие ячейки, детей просто похищают. Их бьют, запугивают, натаскивают как смертников, привлекают к массовым казням, "промывают мозги".

- Как обезопасить своего ребёнка от экстремистской деятельности?

- Вы значительно снизите риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов, если будете следовать нескольким правилам:

  • Развивайте с вашими детьми доверительные отношения. Вам необходимо всегда быть в курсе, с кем общается ваш ребёнок, как проводит время и что его интересует больше всего. По возможности тактично выводите ребёнка на обсуждение политической, социальной и экономической обстановки в стране и в мире; затрагивайте, межконфессиональные отношения, показывая равноправие всех народов и религий.
  • Организуйте качественный досуг вашему ребенку. Это даст ему возможность для самовыражения и значительно расширит круг единомышленников.
  • Возьмите под личный контроль всю информацию, получаемую ребёнком: изучайте печатные издания, которые могут попасть вашим детям – журналы, газеты, книги; ограничьте бесконтрольный доступ к сети интернет. Обращайте внимание, какие телевизионные передачи смотрят ваши дети, какие сериалы их интересуют больше всего. 4 - Проводите как можно больше времени с вашими детьми. Наблюдения специалистов показывают, что в экстремистские группировки попадает в основном молодёжь, родители которых сделали в своей жизни акцент на финансовое обеспечение, а не установление добрых отношений между членами семьи.
  • Будьте внимательны к свои детям, интересуйтесь их жизнью проявляйте к ним заботу и любовь. 

- В Приморье есть люди, которые осуждены по таким статьям и относятся к категории террористов и экстремистов?

- На сегодняшний день в исправительных учреждениях ГУФСИН России по Приморскому краю содержится около 24 осужденных за террористическую деятельность, часть осужденных до совершения преступления не проживала на территории Приморского края.

- Какая работа ведётся с людьми, которые осуждены за такие действия?

- Психологами учреждений края организовано проведение комплексного психологического сопровождения осужденных, причастных к террористической и экстремистской деятельности, а также предупреждение распространения ими экстремистской идеологии в исправительных учреждениях.

Как и со всеми осужденными, персонально психологу нужно вступить в контакт, наладить доверительные отношения (выстраивание коммуникации, определение схемы взаимодействия психолог-осужденный). Затем проводиться психодиагностическое обследование с целью выявления личностных характеристик. Хотелось бы отметить, что вся работа с осужденными проводится с их согласия, и получение данного согласия как раз и является важным моментов установления контакта.  Основные темы при ведении беседы  значимые для осужденных, указанной категории, и, как следствие эффективные для установления контакта, проведения бесед: ислам и его основы; ислам как образ жизни (мораль, семейные отношения, взаимоотношения между людьми; пророк и  примеры его жизни); универсальность ислама; искажения в исламе; антиисламские настроения в России и мире; религиозно мотивированное насилие как средство решения социальных проблем; несправедливость и аморальность современного общества и необходимость построения государства на основе шариата; моя жизнь в исламе (от принятия до настоящего времени; условия  и обстоятельства принятия ислама и особенности личных переживаний при инициации); личностные и мотивационные особенности совершения преступлений, участия в экстремистских и террористических группах.

Также психологи проводят индивидуальную психокоррекционную работу направленную на снижение агрессивности, барьеров и защитных механизмов, стабилизация самооценки, минимизация проявлений враждебности к окружающим, избавление   от идеологии и фанатизма.

Психокоррекционная работа состоит из 4 основных направлений исходя из предложенных задач.

I Коррекция эмоционально-волевой сферы личности: снижение агрессии, преодоление состояния фрустрации и аффективных реакций осужденных.

Работа с осужденными направлена на  осознании своей враждебности путем её визуализации и воплощения в образе и в символическом избавлении от её негативных проявлений, осужденному помогают найти свой  наиболее социальноприемлемый способ разрядки гнева и агрессивности, отреагирования негативных эмоций. Обучают способу нормализации эмоциональной сферы, снятию негативных эмоций, активизации позитивных переживаний.

II Выявление и проработка иррациональных когнитивных установок и убеждений осужденных, причастных к террористической и экстремистской деятельности.

Общая цель – помочь осужденному оценить свой жизненный путь, определить «критические точки», реально рассмотреть свои возможности     в сложившейся ситуации, наметить линию поведения на период отбывания наказания и построить перспективный план своей жизни после выхода  на свободу. Прояснение своих жизненных целей и средств их достижения; разработка личного жизненного плана; развитие уверенности в возможности достижения поставленных целей, развитие целеполагания, осознание своего внутреннего состояния.

III Раскрытие ведущих ценностных ориентации осужденных и организация психологического сопровождения в данном направлении.

Осознание и работа со своими ценностями (формулирование своих ценностей, людей в группе, точки соприкосновения). Помочь осужденному реструктурировать свой негативный жизненный опыт и, как следствие, сформировать образ положительного будущего. Оказание помощи осужденному в оценке своего жизненного пути, реструктуризации своего негативного жизненного опыта, рассмотрение возможностей в сложившиеся ситуациях. осознание неадекватных когниций, осознание правил неадекватной обработки информации и замена их правильными. Формирование у осужденных установки на будущее

IV Определение актуальных потребностей осужденных                 

Формирование ответственности за себя и свои поступки. Развитие адекватных представлений о социальных ролях   и личнос и внешних свойств личности, развитие гуманистичной установки по отношению к другим людям.

Каждый этап упражнения может быть эмоционально тяжелым, особенно учитывая личные барьеры в распознавании неприятных компонентов собственного поведения, особенно, когда это поведение адресовано другим.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.