Закрытая школа: Где в Приморье живут дети с общественно опасным поведением

Корреспондент газеты «Владивосток»  посетил специальное учебное заведение

15:34, 13 мая 2020 Общество
guy-4318451_1920.jpg
Фото: pixabay.com

В середине апреля в социальных сетях и на информационных сайтах появилось видео: подросток сбивает с ног другого подростка и пинает лежащего. За избиением наблюдали свидетели, в том числе и взрослые. 

Как оказалось, запись была сделана камерой видеонаблюдения в уссурийском КГОБУ «Приморское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением им. Т.М. Тихого». Следственными органами были возбуждены уголовные дела по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность) и ст. 116 УК РФ (побои).

Корреспондент газеты «Владивосток»  Сергей Кожин вместе с членами Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ОНК) посетил закрытое учебное заведение, чтобы посмотреть, как живут и учатся ребята в спецшколе. 

Без дверей, но с американской Библией

Спецшкола закрытого типа для малолетних осужденных, построенная в 1978 году, оправдывает свой статус. Посторонним вход сюда заказан, если нет разрешения министерства образования Приморского края. В учреждении живут и учатся на полном пансионе 49 ребят в возрасте с 12 до 16 лет. На первый взгляд, обыкновенные мальчишки, даже вежливые, по крайней мере при посторонних. Но практически у каждого 158-я статья УК РФ – наказание за кражу. Крали в основном из магазинов или киосков. 

Все воспитанники из неблагополучных или неполных семей или детдомовцы. Многие и в детский сад не ходили, и школу посещали набегами. Так что о каких-то знаниях, положенных школярам их возраста, говорить не приходится. Поэтому данное учебное заведение для большинства из них не только наказание, но и спасение. 

В школе преподают все дисциплины, обязательные для 9-летнего образования. Есть компьютерный класс, оснащенный большим интерактивным экраном и десятью ноутбуками. По словам преподавателя Ольги Калашниковой, для образовательного процесса достаточно, но выхода в Интернет и социальные сети у воспитанников нет – запрещено положением Министерства образования РФ. Зато родители, кто интересуется успехами своего ребенка, могут заходить в его электронный дневник. Правда, таких мало… 

В бытовом отношении спецшкола сродни казарме со своими нюансами, которые непонятны для несведущих. Например, в спальных комнатах нет дверей. Как отметила директор учреждения Оксана Мозжухина, это оправданно: чтобы ночной дежурный слышал и видел, что там происходит, и в случае чего мог своевременно отреагировать. Не забывайте, что это не лагерь отдыха, а спецшкола для детей с общественно опасным поведением. 

В каждой спальне три кровати, три тумбочки, и больше ничего. Нет даже книг. Зато на стенах и на подоконниках много икон. И еще кое-где лежат миниатюрные Библии – подарок протестантских миссионеров из Штатов. Они здесь частые визитеры. По словам воспитанников, если бы не режим самоизоляции, американцы пришли бы с подарками и на минувшую Пасху. А вот православные священники сюда редко заглядывают. 

В школе есть баня – с одним окном со сломанной фрамугой и плохой вентиляцией. Банный день два раза в неделю. Но у ребят есть возможность перед сном принять душ и переодеться. Душевые колонки и ковши заменяют оцинкованные шайки. Баня нуждается в реконструкции, но на ремонт у школы нет средств. И спонсоров тоже нет. Поэтому ребята довольствуются тем, что есть. 

Гордость директора школы – отремонтированный спортзал, его сдали в эксплуатацию в декабре прошлого года. И хотя прошло уже пять месяцев, ядовитый запах от напольного покрытия из резиновой крошки до сих пор не выветрился. После пяти минут пребывания в зале начинает болеть голова. Уроки физкультуры здесь явно противопоказаны. Впрочем, на стенах и на полу спортзала не видно следов его эксплуатации. Они девственно невинны. Такое впечатление, что здесь не ступала нога юных спортсменов. 

Впрочем, если закрыть глаза на некоторые «мелочи», для большинства воспитанников нынешние условия жизни – курорт. Даже трехразовое питание на 246 рублей в день. Для большинства из нас на такую сумму особо не разгуляешься… Однако многие ребята признавались корреспонденту «В»: дома так вкусно и сытно их не кормили. Кстати, спецшкола хоть и закрытого типа, но выходные и каникулы мальчишки имеют право провести дома. Если за ними приедут родители.  

Почему замалчивался конфликт? 

Что касается драки между учениками, ославившей спецшколу на весь край, то директор Оксана Мозжухина смотрит на эту ситуацию реалистично: все мальчишки ссорятся, дерутся и мирятся. Но конфликты среди воспитанников, а также их последствия у нее под контролем. 

– Каждая ссадина, каждая гематома и даже царапина на теле подростков актируется после осмотра медсестрой, – показывает она на пачку актов о происшествиях, лежащих на директорском столе. – Копия документа передается в полицию, которая решает, что делать дальше. 

По словам Оксаны Александровны, в данном случае тоже вполне жизненная история: повздорили два друга – 16-летние Семен Шарлай и Никита Фурмангалиев*, учащиеся 9-го и 7-го классов. Перед началом урока Никита отказался надевать школьную форму и демонстративно лег на лавочку. Когда же замдиректора по учебной работе попросил его зайти в класс, воспитанник бросил в педагога цветочный горшок. К счастью, не попал. В ситуацию вмешался проходивший мимо Шарлай, стал уговаривать приятеля не ломаться, а пойти на урок. Тот его обматерил. Что было дальше, известно из ролика…

В разговоре с членами ОНК Семен Шарлай неоднократно заявлял, что он и Никита Фурмангалиев – друзья и что приятель уже извинился перед ним. Поэтому проблема исчерпана. Аналогичную версию инцидента, как под диктовку, в своих показаниях описали и свидетели стычки, учащиеся спецшколы. Как рассказала корреспонденту «В» Оксана Александровна, медосмотр Никиты после драки не выявил ни синяков, ни травм. И конфликт между «лучшими друзьями» не стал бы локальной «сенсацией», если бы запись с камеры видеонаблюдения не попала в соцсети. 

По словам директора спецшколы, вычислить, кто выложил провокационный ролик в Интернет, не составит труда. Доступ в архив записей с камер видеонаблюдения имеет ограниченный круг лиц. Она уверена: вброс сделал кто-то из подчиненных, недовольный ее требованиями к выполнению должностных обязанностей. 

Два года назад у спецшколы был попечительский совет. Он всесторонне контролировал деятельность учебного заведения – от бытовых условий ребят и организации их досуга до закупки одежды, продовольствия и угля для школьной кочегарки, которые выполняются на конкурсной основе. Сегодня попечительского совета нет, соответственно, нет и должного контроля над спецшколой со стороны общественности. Возможно, именно здесь надо искать решение проблем, накопившихся, судя по всему, в этом закрытом образовательном учреждении.

Отметим, что вышеназванный конфликт между воспитанниками, из-за которого возбудились краевая прокуратура, правоохранительные и следственные органы, произошел 8 апреля, однако разбирательство началось только 17-го. И то лишь после появления видеозаписи потасовки в соцсетях и публикаций в СМИ. Отсюда у следствия масса вопросов. Например, почему драка замалчивалась администрацией девять дней и не был своевременно составлен акт о случившемся? Кто и с какой целью разместил в Интернете видео, запечатлевшее не только драку, но и сотрудников школы, наблюдавших за ней? И не была ли потасовка разборкой между двумя неформальными авторитетами с целью самоутверждения среди ребят? Есть и такая версия конфликта. Будем надеяться, что мы услышим ответы на эти вопросы.

Когда верстался номер

В разговоре с корреспондентом «В» Семен признался, что в спецшколу попал по глупости: залез в киоск не столько за наживой, сколько от скуки… Парень рассказал, что после школы собирался учиться на газосварщика. Раньше хотел получить профессию автослесаря. Но после передумал: газосварщики более востребованы на рынке труда и хорошо зарабатывают. Но, увы, эта драка может кардинально изменить его судьбу. Как стало известно «В», следствие признало Никиту Фурмангалиева потерпевшим по делу о побоях. И если вина его «лучшего друга» будет доказана, то Семен Шарлай пойдет под суд и, возможно, получит новый срок. Только на этот раз он уже будет отбывать наказание по-взрослому – в колонии для несовершеннолетних преступников. 

* – имена и фамилии некоторых персонажей изменены

Новости Владивостока в Telegram - постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!