20, 21 и 22 марта на Приморской сцене Мариинского театра состоится премьера оперы «Война и мир». Это не перенос знаменитой пятичасовой постановки Андрея Кончаловского, это оригинальный спектакль, который создала режиссёр-постановщик Кристина Ларина, основываясь на трёхчасовой концертной версии оперы, поставленной ею в 2016 году в Концертном зале Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Перед премьерой прошла пресс-конференция, сообщает корреспондент РИА VladNews.
Над созданием спектакля работала большая команда: Павел Смелков, главный дирижёр Приморской сцены Мариинского театра, Пётр Окунев, художник-постановщик, Ирина Соболева, ответственный концертмейстер Мариинского театра, Лариса Швейковская, главный хормейстер Приморской сцены. На днях они рассказали о проделанной работе и грядущей премьере.
Как подчеркнул Павел Смелков, появление именно этой оперы Прокофьева на Приморской сцене Мариинского театра в 2020 году неслучайно.
«Это год 75-летия Великой Победы – и такое масштабное полотно о войне, о подвиге русского народа, о силе русского духа является знаковым для нашей страны, - сказал дирижёр. – "Война и мир" была написана Прокофьевым во время Великой Отечественной, и потому в ней так ярко звучит тема ужасов, которые несёт война. И конечно, это опера про любовь, про верность, про великие и сильные чувства. И главное, "Война и мир" – это про доблестный русский народ, который совершил подвиг в 1812 году, повторил его в 1941-1945 и – я уверен – может повторить всегда, если речь идёт о защите России».
По словам Кристины Лариной, всё действие оперы интерпретировано через грёзы, воспоминания и боль Андрея Болконского, умирающего от ран.
«Прокофьев писал свою оперу, начав с 12-й картины – смерти князя Андрея, где он многое переосмысляет и вспоминает ужасы войны и счастье мира, - сказала режиссёр. - Я строила свою концепцию оперы, основываясь на воспоминаниях самого Прокофьева: как он писал свою оперу, какие сцены включал и исключал. Наш вариант – трёхчасовой, некоторых сцен в нём нет, некоторые сокращены до одной арии. Но главное – в высоком смысле оперы о силе русского духа, о любви и самых высоких чувствах».
Сценограф Пётр Окунев сказал, что костюмы в спектакле исторические, выверенные, они окунут зрителя в эпоху Отечественной войны 1812 года. А вот декорации как раз современные, с большим количеством видеопроекции и мобильных блоков, легко трансформирующихся в то или иное сооружение.
В постановке приняла участие Ирина Соболева, один из ведущих специалистов по русским операм в мире. Она подчеркнула – если театр решается ставить такую грандиозную оперу, густо заселенную персонажами, значит, он обладает возможностями для её постановки.
«Никогда театр, в котором нет достойного хора, достойного оркестра, возможностей художественного воплощения, не возьмётся за такой проект. Поэтому браво Владивостоку и Приморской сцене Мариинского театра», – сказала концертмейстер Мариинки.
Прогон – в фоторепортаже Алексея Воронина.